Сегодня великий праздник! Христос, снисшедший на землю спасти род человеческий, приходит на реку Иордан, чтобы погрузиться в ее воды и сделать их священными. Он принимает крещение от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду». Восприняв человеческое естество, Господь показывает нам путь его освящения, хотя Сам и не нуждается в прощении грехов. Если мы сходим в купель крещения, чтобы оставить там свои грехи, умереть для порока и ожить для добродетели, то Христос сходит для того, чтобы мы могли войти в эту воду и очиститься. Безгрешный Агнец, берущий на Себя грехи мира, погружается в воды Иордана и через них освящает всякого крестящегося в Его имя.
Вообще вода – это символ и носитель благодати. Как для всех живых существ необходима вода, без которой они погибают, так для душ человеческих жизненно необходима благодать Господня, общение с Богом. И мы знаем, что Христос – это Источник Жизни, Он пришел сообщить нам эту животворящую воду Святого Духа. Она одна может наполнить, напоить душу, чего не могут дать никакие блага этого мира. Но Христос не просто поит нас этой водой, Он обещает извести источник этой живой воды в нашем сердце, сотворить его жилищем Святой Троицы и Небесной обителью.
Но для этого нужно очистить путь для Господа, сделать то, для чего перед Ним послан был в мир Святой Предтеча, чтобы всякая гора понизилась, а всякая ложбина наполнилась. Так и мы при помощи Божией должны умерить свою гордыню, приструнить страсти, восполнить свои недостатки и изъяны, т.е. постараться, сколько есть сил, стать настоящим человеком. И тогда Бог сделает нас богами по благодати.
Конечно, образ живительной воды в пустыне очень понятен жителям восточных стран: без влаги почва высыхает, трескается, и если она есть, то та же земля может произрастить дивный сад. Но для наших широт, наверное, ближе такие понятия как холод и тепло. Мы знаем, как важно иметь теплую одежду зимой, это просто жизненно необходимо. В духовном плане Господь – наша одежда, наше тепло, в противоположность леденящему действию врага. Не зря ведь ад, область вечных мучений грешников, называется еще тартаром, местом, где царят тьма и холод.
Христос освещает сердца и согревает их теплом благодати, Он наше облачение, наша красота и радость. Но чтобы почувствовать эту Его любовь, иногда нужно отцепиться от своих убогих одеяний. Мы привыкли всячески себя отовсюду ограждать и часто начинаем полагаться на эти средства. В результате Божие блага не принимаем, оставаясь со своими жалкими подобиями и заменами.
Вот, например, монахи. Почему они дают обеты нестяжания, целомудрия и послушания? Потому что, идя к Богу, они отказываются от всяких человеческих средств, костылей и подпорок: денег, вещей, удовольствий, даже от собственной воли, чтобы не быть зависимыми от всего этого, но только от Бога. Человек, который полагается на Господа, никогда не будет оставлен. И те жалкие подобия тепла, сытости, веселия, которые мы пытаемся приобрести своими силами, совершенно затмеваются тем, что дает Христос.
Может быть, поэтому в этот великий праздник, когда освященная благодатью вода повсюду приобретает свойство обновлять и очищать, существует такая русская традиция приходить на Иордань и омываться в этой святой воде. В этот день многие русские люди, преодолевая естественный страх перед холодом, снимают с себя одежду и погружаются с молитвой в освященную ледяную воду. Казалось бы, это страшно и опасно, как можно добровольно выставить себя беззащитным на мороз?! Но когда преодолеешь робость и окунешься, становится совсем не холодно, как будто тебя согревает изнутри.
Если во многих земных делах и служениях нужна решимость, самообладание и возвышение над собственными страхами, то тем более это необходимо в духовном делании. Ведь прежде, чем стать богами по дару, предстоит сделаться совершенными людьми. Так, святые мученики, которым хватало решимости отвергнуть лесть мучителей, за свидетельство о Христе шли на пытки, огонь и страдания и не чувствовали боли, потому что Господь охлаждал огонь, исцелял раны и радовал их сердца. Это духовный дар, но прежде они показали человеческое мужество и твердость, вдохновляемые любовью ко Христу.
Великие подвиги начинаются с малых, с преодоления лени, боязни и сомнений силой веры и молитвы. Перешагивание через свои страхи само по себе закаляет волю, очищает душу от пристрастия к комфорту и покою, а святая вода обновляет ее благодатью Божией на добрые начинания. Поэтому это наше окунание символизирует решимость идти за Христом, желание отцепиться от своего и принять Божие, обновиться духом, чтобы положить новое начало жизни по Евангелию. Поэтому все, у кого есть сила духа и здоровье позволяет, приглашаются окунуться в источнике Божией Матери в знак освящения души и во обновление обетов Крещения. Аминь.