О подлинной новизне и настоящей радости

Сегодня Обрезание Господне, память святителя Василия Великого и одновременно празднование Старого Нового года. В нашем обществе почти забыт обычай встречи «нового лета благости» Господней по старому стилю, большинство чтит Новый год, но это не принципиально. Важно то, чему все эти прошедшие дни народ радовался, что, собственно, отмечали люди в этот самый сакральный и великий для мира праздник?

Что еще один год прошел, приблизив кончину мира и личную смерть, что цифра года стала круглее?

На самом деле все в этом мире старо, и со сменой отрезков времени ничего нового под солнцем не происходит. Но поистине новое и доселе неслыханное приносит на землю Бог рождением Своего возлюбленного Сына, ибо «Христос явися, всю тварь хотя обновити»[1]. Однажды в истории Бог воплощается, чтобы раз и навсегда изменить всю жизнь этого мира. Отныне для смертных открыт вход в Царствие Небесное и дана возможность приобщения блаженной вечности.

Вот что может быть источником настоящей радости, но только в том случае, если мы сами в этом блаженстве будем иметь участие. Поэтому праздник Рождества Христова дополняется Крещением Господним, которое есть прообраз духовного рождения каждого христианина для жизни вечной через личное крещение. Ибо это Таинство вводит нас в Церковь, полагая начало новой жизни, жизни обновления во Христе.

Гораздо более, чем календарное начало года, важен для Церкви и праздник Обрезания Господня. Этот ветхозаветный обычай был связан с заключением завета между человеком и Богом. Ветхий завет состоял в том, чтобы человек, ушедший от закона жизни в Боге через грехопадение, злоупотребивший своей свободой в раю, мог начать все сначала. Господь как бы говорит еврейскому народу: «Нет у вас любви, а отсюда нет настоящей жизни. Хорошо, давайте тогда договариваться. Вы будете чтить Меня как единого Бога, не поклоняться идолам и стараться не творить зла ближнему твоему. А Я буду тогда вашим Богом, буду хранить вас, оберегать от врагов, буду вести вас путем, ведущим в жизнь вечную».

Этот первый договор, заключенный с патриархом Авраамом, был запечатлен совершением обряда обрезания. В восьмой день младенец получал имя как уже живой человек, получивший право именоваться, и тогда же происходило обрезание. Во время подтвержденного кровью посвящения младенца Богу часть плоти отделялась в образ жертвы, потому что любовь – это всегда жертва. Но это внешнее обрезание должно было сопровождаться внутренним изменением. Оно символизировало обрезание сердца от греховных вожделений и ограничение плоти. Эта идея была и в Ветхом Завете, а тем более такой аскетизм, ограничение себя актуальны для нашего времени, для Завета Нового.

А в Новом, более совершенном Завете и договоре человека с Богом, таким духовным, подлинным обрезанием стало Крещение, когда мы погружаемся в воду и выходим из нее очищенными от грехов. Отвергая власть сатаны и волю его, т.е. грехи и пороки, принимаем добродетель, умирая в погружении, воскресаем во Христе для жизни по Евангелию. Тогда же человек получает и имя как уже достойный именоваться в вечности.

Итак, прежнее Обрезание было тенью, прообразом Крещения, благодатного Таинства, которое не ограничивается временем совершения обряда, но продолжается во все время нашей жизни. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27), т.е. все принявшие крещение должны облечься в Господа, принять Его сердцем. Во Христе, по апостолу Павлу, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Мы же, чтобы получить полноту жизни в Боге, должны ущемить, ограничить свою плоть. Только духовно обрезав свое человеческое естество в его греховных проявлениях, мы сможем наследовать Царствие Божие во всей его полноте.

Вот в чем заключается содержание праздника и в чем состоит наша радость, а не в датах или каких-то непонятных обрядах. Потому апостол Павел и предостерегает христиан, чтобы они не увлекались языческой философией и обычаями иудеев, которые погрязли во множестве требований закона и преданий человеческих. Он призывает нас к свободе во Христе, чтобы мы не порабощали себя вновь временам, срокам и разным человеческим измышлениям.

Поэтому сегодня, готовясь к празднику Крещения, к таинству нашего обновления во Христе, мы имеем подлинную радость. Однако эта радость избавления всегда сопровождается в христианине покаянием. Потому что покаяние, как говорят святые Отцы, есть второе крещение, омывающее наслоения грехов, помогающее нам отложить ветхого человека и облечься в нового через соединение со Христом в Таинствах. Таким образом, то, что делает Крещение и что восполняет и обновляет Покаяние, то доводит до совершенства Евхаристия, причастие Святых Таин. Именно оно сообщает христианам полное оставление грехов и делает их причастниками жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.


[1] Тропарь Предпраздства Крещения.

Произнесена 15 января 2020 в праздник Обрезания Господня на Литургии в Троицком храме г. Сызрань.