Вот Святки, светлые дни пришествия Спасителя в мир, заканчиваются, и завтра мы будем праздновать день явления Бога в Трех Лицах, Богоявление во всей полноте. Христос по достижении тридцати лет выходит на общественное служение, на проповедь Евангелия. Бог Отец благословляет Его, говоря: «Вот Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение. Слушайте Его и идите за Ним». А Дух Святой является в виде голубя, показывая этим, что мы, ходящие по земле, с этого момента должны воспарить духом, чтобы иметь общение с Богом.
Крещение Господне – это праздник и нашего Крещения, принятия благой вести Христовой и выхода на свое жертвенное служение. В этом Таинстве мы, получив второе рождение, становимся членами Церкви. Это духовное рождение, начинаясь во времени, не имеет конца, и перед нами открывается путь бесконечного восхождения от силы в силу, от любви малой в любовь более совершенную. И это очень ответственно, потому что те, кто во Христа крестились, должны облечься во Христа. Это таинство совершается на протяжении всей нашей земной жизни, которая и дана на то, чтобы мы приняли Господа не только на словах, но и на деле, не одним умом, но и сердцем.
В эти дни мы совершаем великое освящение воды, и очень многие люди приходят, чтобы набрать этой воды на весь год, освятить свои дома. Действительно, она имеет великую освящающую силу. Но не сама вода по себе является ценностью, она лишь носитель благодати и прообраз великой животворящей силы Бога. Потому что вода необходима для жизни, без нее все живое быстро умирает, а душа человеческая не может жить без благодати Божией. Она может лишь какое-то время существовать, постепенно угасая, но без Бога умирает, потому что и создана ради общения с Ним.
Христос приходит к нам, Он готов исполнить нас Своих даров, но готовы ли мы принять их? Наше сердце представляет из себя непроходимую пустыню, в которой нагромождение греховных камней, горы и пропасти. Чтобы принять Спасителя, нужно подготовить Ему путь. Для этого был послан Предтеча, который крестил иудеев крещением покаяния, помогая им умалить гордость и все страсти, не совместимые со Христом, с Его кротостью и любовью, восполнить все изъяны.
И для нас, предназначенных стать богами по благодати, эта подготовка к встрече Спасителя так же необходима. Потому что сначала мы должны стать настоящими людьми, добрыми и праведными, такими, какими нас создал Господь. Как Предтеча советует воинам никого не обижать, мытарям не вымогать деньги, имеющим излишки делиться с неимущими, так и мы будем учиться милосердию, справедливости, высоким человеческим качествам. Тогда Христос сможет прийти в иссохшую пустыню нашей души, пролить на нее Свою живительную воду, которая сделает ее цветущим садом.
Итак, Господь пришел не просто дать нам благодатную воду и даже не просто наполняет нас благодатью. Он пришел дать нам воду, «скачущую в жизнь вечную», извести в пустыне души источник благодати, который сделает наше сердце обителью Святой Троицы. Тогда не будет нам нужды приходить за водой, как и ни в чем не будет нужды, потому что Христос – наша пища, наша одежда, наша радость, одним словом, наша жизнь и жизнь с избытком. Поэтому, вкушая этой воды бессмертия, будем работать над собой, стремясь стяжать добродетель, чтобы стать настоящими чадами Божими. Тогда жизнь Христова будет изобиловать в нас и изливаться из сердца, как из переполненной чаши, на ближних и дальних, на всех, чтобы как можно больше людей вкусило благости Господней и наследовало вечную блаженную жизнь. Аминь.