Гонение на добродетель

Вот подходят к концу дни светлого праздника Рождества Христова, торжества пришествия в мир Спасителя, и мы готовимся уже к празднику Крещения Господня. Безгрешный Сын Божий погрузится ради нас в воды Иордана, чтобы омыть человеческую природу от скверны греха. Но ведь нас уже посетил Восток свыше, Господь уже пришел к нам и осветил «сидящих во тьме и сени смертной», зачем нужно еще Крещение?

А затем, что в людях живет греховный закон, действуют страсти, которые не дают Спасителю места в нашем сердце. Все в этом вещественном мире ограничено, и человеческое сердце не может вместить одновременно многое. А уж тем более оно не в состоянии иметь в себе противоположное: свет и тьму, сладость и горечь, любовь к Богу и ублажение идолов страстей.

И как мы видим, в иудейском обществе того времени был царь Ирод из инородцев, не терпевший конкуренции, были архиереи, фарисеи и книжники, которые ревновали ко Христу, желая сохранить свое особое положение, авторитет, власть и богатство. Мессия, Которого народ иудейский ждал веками, оказался для них конкурентом, врагом, которого необходимо истребить, потому что Он может отнять у них то, что они не по праву считали своим. Так и в каждом человеке новорожденному Христу противятся страсти и пороки, беззаконно хозяйничающие в винограднике души.

Эти временные властители хотят устранить Мессию, защищая свою незаконно узурпированную власть. Но им и их отцу дьяволу не дано бороться с Богом, не под силу победить Христа, о рождении Которого враг рода человеческого даже узнает лишь косвенно, по слухам. Тогда зло ополчается на добродетель, на все чистое и святое. Когда волхвы, предупрежденные Ангелом, посрамляют козни Ирода, он велит убить невинных младенцев, а Святое Семейство вынуждено удалиться из пределов Иудеи.

14 тысяч Вифлеемских детей были убиты и стали телохранителями Христа, заслонили Его собой. Мы чтим их память, веря в то, что их души пребывают теперь в небесных обителях с Тем, за Кого они невольно пострадали. И сегодня мы воспоминаем святого Давида царя, предка Христа, который много пророчествовал о Нем и Его жертве, а также праведных Иосифа Обручника и брата Господня Иакова, сопровождавших Деву Марию с Иисусом во время бегства в Египет.

В наших душах тоже происходит эта борьба света с тьмой, добра со злом, когда воины Ирода, т.е. злые помыслы и дурные наклонности, которые, к сожалению, ближе к нашей природе, чем добродетель, преследуют добрые мысли и христианские расположения. Но Христос – наш Царь и Предводитель – всегда стоит рядом и наблюдает за этим сражением, посылая в нужный момент подкрепление. Если порой не хватает у нас сил в этой борьбе, то надо бежать во Египет под сильную руку Божию, пока не умрут в душе бушующие страсти и не утихнут воздымающиеся на душу волны.

Вся жизнь христианина сопровождается борьбой со страстями и пристрастиями, потому что тот, кто хочет, чтобы был с ним Бог, должен очищать свое сердце. Но эта борьба не всегда бывает прямым противостоянием. Иногда вместо борения с сильным врагом нужно просто переключить внимание на молитву или добрые дела, обратиться к Богу. Страсти требуют пищи, т.е. удовлетворения или хотя бы внимания, а игнорированием мы лишаем их этой подпитки. Опытные подвижники говорят, что надо обращать свое внимание не на борьбу с помыслами, а на доброе, на молитву. Тогда страсти будут увядать, а добродетели усиливаться.

Страсти, которые часто являются некой крайностью, искаженным проявлением добродетели, иногда кажутся нам безобидными. Например, любовь к ребенку – разве это плохо? Кто-то не любит своих детей, а кто-то любит, хотя и немного балует, все им позволяет. Просто эта любовь не дотягивает до совершенства, но это же лучше, чем нелюбовь. Однако такая пристрастная любовь вместо того, чтобы созидать и воспитывать, калечит, растит эгоистов, которые не понимают, как устроен мир. Им кажется, что все вращается вокруг них, все им что-то должны, поэтому они ждут от мира поклонения, получают шишки и так всю жизнь мучаются.

Часто вроде бы забота родителей о детях превращается для них в погибель. Так теща не принимает мужа дочери, который отбирает у нее привычную власть над ребенком, ревнует ее к нему и начинает вмешиваться в жизнь семьи, пытается изгнать конкурента, поссорить супругов. В результате она борется с Богом, не принимает Его святой воли и разрушает семью, калеча жизни многих. Она и сама мучается, и другим жизни не дает, потому что не смирилась с новой ситуацией, когда ребенок должен по заповеди оставить отца и матерь, чтобы прилепиться к супругу.

Можно много приводить примеров страсти, когда она убивает, калечит, лишает человеческого достоинства своего питателя и окружающих. Например, пьянство как медленное самоубийство, или прелюбодеяние как прямое предательство семьи, или аборты как убийство собственных детей. Совершающий аборт подобен Ироду, убивающему младенцев потому, что они кажутся ему конкурентами, соперниками, претендуют на его власть. Так и потенциальные родители, живущие беспечно, не хотят делиться своим вниманием, своим временем, своим досугом с будущими детьми. Они убивают их, оберегая свой комфорт, приятную жизнь в свое удовольствие, ради чего жертвуют жизнями своих невинных детей. Это страшно и даже сродни людоедству.

Поэтому борьба со страстями должна быть принципиальной, не на жизнь, а на смерть. Только тогда, когда мы очистим свое сердце от всевозможных идолов, в него сможет вселиться Христос, чтобы изгнать из души всякий порок и неправду, а с ними и боль, и страдание, и смерть. И тогда сердце наше станет Царством Божиим, блаженной обителью Святой Троицы во веки веков. Аминь.

Произнесена 12 января 2020 г. в Неделю по Рождестве Христовом на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.