Сегодня Святая Церковь празднует память Феодоровской иконы Божией Матери, которая на протяжении восьми сотен лет являлась покровительницей и помощницей первых в народе – благоверных князей и православных царей, воеводой и щитом нашего Отечества в борьбе с иноплеменниками, милостивой заступницей каждого христианина в его бедах и скорбях, каковой она и поныне является.
Этот 800-летний период легко делится на две равные части: от начала ХIII века до Смутного времени начала ХVII и от смуты до нынешнего времени. Святая Феодоровская икона была обретена еще князем Юрием, дядей благоверного князя Александра Невского, в те страшные годы, когда с Востока пришли в нашу землю монгольские орды и заполонили, сожгли, покорили Русь. Тогда в битве на реке Сити погиб обретший икону благочестивый князь Юрий, а его брат, князь Ярослав, в крещении Феодор, благословил ею на брак своего сына князя Александра.
С тех пор она стала моленным образом Александра и всегда находилась при нем во всех походах и сражениях. Святой князь с помощью Пресвятой Владычицы проводил мудрую политику, которою унаследовал от отца: принципиальное противостояние католикам на Западе и мудрый политический баланс с тогда языческими народами Востока.
Знаменательно, что преставился святой князь в монашеском звании в том самом Городецком Феодоровском монастыре близ Нижнего Новгорода, где и был обретен этот святой образ. Затем святая икона перешла к младшему брату Александра Василию, который, получив самый малый тогда городок Кострому, стал потом великим князем Владимирским, но остался в Костроме под покровом Феодоровской иконы. С ней он и выступал в походы на врагов, одерживая славные победы.
Покорение Руси иноземными захватчиками произошло из-за раздробленности и княжеских междоусобиц, из-за отсутствия устойчивой государственной власти. Матерь Божия обратила всех к единому Царю – Христу, выразителем воли Которого был общий великий князь. Она показала, что только в единстве, достигаемом общими идеалами и ценностями, заключается сила, целостность и благополучие всего государства.
Но вот новый кризис власти, новая напасть – Смутное время, когда из-за боярского честолюбия и интриг была утрачена преемственность царской власти, чем тут же не преминули воспользоваться враги. И снова Матерь Божия Феодоровская выходит на историческую сцену, снова объединяет здоровые силы вокруг Богом заповеданного порядка. Смутное время прекратилось тогда, когда этой иконой был благословлен первый царь из династии Романовых Михаил. И снова молитвами Пречистой восстановилось на Руси благочестие, единовластие и смиренное поклонение единому Царю Христу.
Всякая власть исходит от Бога. И как Бог является Личностью, так и царь является личностью со всеми качествами: разумом, чувством, совестью и ответственностью, которые вдохновляются и контролируются Творцом. И помазанный царь – это одна из высших форм государственного правления. А ныне, с оскудением веры и благочестия, в мире опять наблюдается разрушение должной иерархии, отступление от теократических принципов построения государства. Нет единого Бога Судии, нет Его конкретного ответственного представителя, и власть обезличивается, рассеивается между многими, и в результате становится легко управляемой закулисными силами.
Причем эти силы намеренно стараются уничтожить уникальность каждого народа, каждой религии и государства, упразднить самобытность, усреднить, обезличить, возводя в ранг непререкаемой ценности индивидуальность и свободу каждого человека. Но и это тоже временно, потому что после упразднения личности государств дело дойдет и до личности человека. Так все идет к тому, чтобы лишить человека его человечества, образа Божия, его уникального личностного подобия Творцу.
И вот Матерь Божия Феодоровская снова призывает нас стать под знамена единого Царя Христа, стать Его воинами, воинами света, любви и добра. Чтобы на Руси снова воцарилось прежнее единство, этот Богом установленный порядок, правильная иерархия, когда вертикаль власти своим верхним концом опирается на Небо, а в основании поддерживается каждым сознательным членом общества. Вот тогда наша страна, победив всех врагов, преодолев все напасти, смуты и эпидемии, снова станет единой и сильной, а даст Бог и святой.
Икона Матери Божией Феодоровская, как известно, вместе с Владимирской относится к типу «Елеуса», или «Умиление», но правильнее перевести как «Испрашивающая милость, умилостивляющая Спасителя». Другое название этого типа – «Гликофилуса» – «Сладкое лобзание». Она целует Спасителя и просит о всех нас, грешных, уклоняющихся от правды, чтобы Господь помиловал нас, обратил и укрепил в служении единому Богу. И мы твердо верим, что Матерь Божия, не оставлявшая Свой народ в течение многих веков, не оставит и впредь. И если сами будем верны Христу и Евангелию, послушны поставленным от Него правителям и своему христианскому долгу, то молитвами Пречистой сделаемся царями и священниками Бога Вышнего во веки. Аминь.