Сегодня мы совершили заупокойную службу в родительскую субботу – в одну из постовых служб об усопших, когда мы молим Господа, чтобы Он простил вольные или невольные прегрешения наших близких и сподобил их небесных обителей.
Как мы видим, деревянный храм здесь совершенно преобразился благодаря трудам батюшки и его помощников, прямо весь сияет. Старые бревна очищены от копоти и следов времени, и это напоминает нам нашу задачу в Великом посту. Мы должны очистить свои души от наслоений греха, чтобы в них вновь засиял образ Божий.
Господь изначально создал нас прекрасными и чистыми, но со времени грехопадения и от рождения в купели Крещения этот образ мало-помалу загрязняется до неузнаваемости, мутнеет, покрывается копотью греха. Если раньше это было зеркало, в котором отражался Бог, то теперь мрак, если раньше икона, то сейчас – почерневшая доска. Необходимо очистить естество нашей души, чтобы вновь открылся ее естественный цвет, фактура, благоухание, как у этих бревен, чтобы мы снова стали такими же первозданно красивыми, какими нас сотворил Господь.
Но и этого мало, наша задача не в том, чтобы просто вернуться в рай до грехопадения. Господь уготовал Своим последователям Новое небо и Новую землю. Он сказал, что только преображенные любовью смогут унаследовать этот новый мир и заселить небесные обители. Туда попадают только те, кто чужд греха, кто научился у Небесного своего Отца любить, стал подобным Ему по душевным качествам. Человеку это невозможно, но Сам Бог являет нам Себя в Церкви, в Таинствах, давая нам возможность приобщиться к Своему Божеству. Господь сообщает человеку божественные свойства, чтобы он стал подобен Ему, обожился и засиял благодатью Святого Духа.
И сегодня мы слышали, что не за горами те времена, когда Христос придет во второй раз, и мертвые оживут. Тогда те, кто творил добро, воскреснут для жизни вечной, а творившие злое воскреснут для суда. И суд этот не разбирательство, не кратковременное определение, кто согрешил, а кто нет, не доказательство вины и рассмотрение оправданий, а сопоставление и обличение несоответствия с эталоном Жизни.
Самый главный суд для нас – это Евангелие и Сам Христос, образец и пример праведности. Он судит мир, не говоря ни слова, одним Своим существованием. Кто сделался подобным Спасителю, тот уже обрел жизнь вечную, а кто не стал похож на Него, хотя бы в малой степени, уже осужден. На это указывает сегодня апостол Иоанн, передавая слова Христа: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Праведник не является на суд, освобожден от него, потому что стал выше суда как нравственного критерия. Он обрел саму жизнь, жизнь во Христе, которая блаженна и вечна, и потому неподсуден. И молитвенно хочется пожелать и себе, и всем присутствующим, чтобы мы очистили наши души от наслоений греха, чтобы они так же, как этот храм, сияли, благоухали и были угодны Господу и Спасителю нашему, чтобы нам не являться уже на суд, но еще здесь начать вкушать жизнь вечную со Христом во веки. Аминь.