Память сорока Севастийских мучеников всегда выпадает на Великий пост, когда холода вот-вот отступят, сойдет снег, придет тепло и начнется цветение природы – символ райского блаженства. В этот день традиционно пекут жаворонков – радостных вестников приближающейся Пасхи. Страдания и подвиг временны, а венцы нетленны и веселие вечно. Святые мученики пострадали совсем незадолго до Миланского эдикта, положившего конец трем векам гонений на христиан. Они успели засвидетельствовать Богу свой выбор, пострадать в сей мимоходящей жизни, чтобы наследовать нескончаемое блаженство на Небесах. «Люта зима, но сладок рай» – в сравнении с вечной жизнью временные страдания ничтожны, ради такой великой цели можно потерпеть.
Православный народ любит память этих мучеников, потому что в их житии заключается глубокий смысл. Каждому из нас, как тогда им, предстоит выбрать либо комфорт на земле и лишение Царствия Божия, либо страдания со Христом в этой жизни ради исполнения заповедей и неисчислимые блага в вечности. Причем этот выбор происходит ежедневно, и потому Сорок мучеников символизируют сорок дней Святой Четыредесятницы, сорок дней добровольного подвига поста.
Из их жития мы знаем, что за исповедание веры во Христа они были без одежды поставлены зимой в ледяную воду, но остались непреклонны, и Господь укреплял их. А мучитель велел растопить баню на берегу, чтобы они в любую минуту могли отречься от Христа, выбрав тепло и уют. В последний момент один воин, испугавшись холода, побежал в баню согреваться и умер на пороге. А в это время один из охранников, увидев, что святые мученики среди льда овеяны благодатью, уже объяты Господом и радуются, предвкушая райское блаженство, что над главами у них золотые венцы и один свободный, устремился к ним и наследовал Царствие Небесное.
Пути Господни неисповедимы, все может измениться в самый последний момент. Царствие Небесное в Апокалипсисе описывается как Небесный Иерусалим – город с двенадцатью вратами, которые открыты день и ночь. С любой стороны и в любое время человек может зайти в них и обрести спасение и блаженство. Это цель, поставленная перед нами Богом, но грех с греческого языка переводится как промах, непопадание в цель. Мы и хотели бы попасть в Небесный Иерусалим, но грехи, страсти, земные предпочтения уводят нас в сторону. И вот мы, как спутник, которому дан только один виток, летим вокруг этого града, между светом Царствия и тьмой кромешной, и в какой-то момент, в начале жизни или в самом ее конце, должны войти в райские врата, которые всегда открыты.
И неслучайно в этот день в Евангелии мы слышим притчу о работниках виноградника. Одних хозяин дома нанял в первый час, других в третий или шестой и обещал дать за труд динарий. Но и в самом конце дня, выйдя в одиннадцатый час, когда уже стемнело, он увидел ничем не занятых людей и тоже пригласил их к себе потрудиться. А когда пришло время вознаграждения, начал с последних и дал им полную награду – динарий. Те, кто пришел с утра, получили столько же и начали роптать, что потрудились больше.
Этой притчей Господь показывает нам, что Его суды не наши суды, что человеческая справедливость изначально ограничена, как и сам человек. В нем еще со времени грехопадения заложен эгоизм, обособление себя от других, потому что утрачено единство в Боге. Ветхий человек мыслит эгоистически, он все меряет собой, сравнивает, ревнует чужим успехам, завидует. И Господь говорит: «Разве я не властен в своем делать, что́ хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? (Мф. 20, 15)».
Вот это «око лукавое», эта зависть свойственны ветхому, не перерожденному еще человеку. Христос дает не по нашим трудам и заслугам, а исключительно по милости и любви. Он призывает нас выйти за пределы человеческого через подвиг преодоления себя, через жертву, чтобы принять Божественную благодать, измениться, обновиться и переродиться в любви, и тогда мы сможем войти в Царствие Небесное.
А святые Отцы говорят, что этот динарий означает вечную жизнь. Каждый столько может взять от Бога даров, сколько способен вместить. Вся земная жизнь дана нам для того, чтобы увеличить эту вместимость. Чем больше наше сердце открыто, расширено для ближнего, чем меньше в нем остается эгоизма, тем больше мы вместим даров Божиих. Не может быть двух или более вечных жизней, динарий один, но полнота благ, которые получает человек в вечности, зависит от того, насколько он научился любить, насколько вышел за пределы своего человеческого ограниченного существа и приобщился к духовному, к Божественной любви.
Казалось бы, хорошо, одни поработали больше, другие меньше, Господь всем дал поровну, счастливый конец. Однако Господь заканчивает эту притчу такими словами: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20, 16). Получается, что тот, кто работал больше, но потом позавидовал, получил меньше вечной жизни, был зван, но не стал избранным. Или же получил динарий, но очень маленький. Та самая непреодоленная зависть лишила его награды, которую он мог бы получить от Бога. Память Сорока Севастийских мучеников учит нас понимать, чувствовать сердцем это вопиющее несоответствие ценности эфемерных земных благ и Небесного Царствия, которое дает нам Бог. Их молитвами да поможет нам Господь явить через подвиг свою верность в малом, чтобы приобщиться любовью к великому и получить венцы славы в Небесном Иерусалиме. Аминь.