В первое воскресенье Великого поста, которое называется Торжеством Православия, Святая Церковь издревле празднует победу над всеми ересями со дня окончательного утверждения догмата об иконопочитании в конце эпохи Вселенских соборов.
В этот день мы прославляем нашу Богооткровенную веру и нашу общую мать – Святую Церковь, рожденную еще при сотворении мира. Она унаследована нами от ветхозаветных пророков и праведников как Откровение Самого Бога израильскому народу, как указание роду человеческому, где искать утраченного общения с Творцом. А в последние два тысячелетия Нового Завета это исполнение обетований и прообразов Ветхого Закона, долгожданное воплощение Бога на земле, пришествие Христа Господня в чистые, жаждущие истины сердца.
Сегодня в Евангелии мы слышали о Нафанаиле, который чаял спасения Израиля, но когда апостол Филипп указал ему на Христа, выразил сомнение, мол, может ли прийти Мессия из Назарета? На что Филипп сказал ему: «Прииди и виждь». И когда Нафанаил пришел, Господь назвал его истинным израильтянином, в котором нет лести. И на недоуменный вопрос, откуда это Ему известно, ответил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1, 48). «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» – с верой воскликнул Нафанаил.
Дело в том, говорят святые Отцы, что в то самое время Нафанаил размышлял под смоковницей о пришествии Спасителя и молился Богу о том, чтобы и ему послужить грядущему Мессии. Вот так принимается душой вера во Христа: надо иметь чистое, нелукавое сердце и сделать шаг навстречу Богу, прийти и посмотреть, встать на путь правды. И тогда Господь совершает чудеса, может, незначительные внешне, но очень убедительные для ищущего. Когда же вера укрепится в сердце, тогда творит и великое, так что верующий начинает «видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51).
Так и каждый из нас утвердился в православной вере, и теперь мы не можем представить себя без нее. А сегодня мы торжественно празднуем обретение этого сокровища, прославляем всех служителей веры, начиная с пророков, апостолов, мучеников и заканчивая живыми, верными, теми, кто и поныне прославляет Бога своей жизнью, славит Его добродетелями. Ведь если мы любим Бога, если верим в Сына Божия, то жизнь наша должна об этом свидетельствовать. Потому что спасает и преображает человека не мировоззрение, а «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6), т.е. дела и плоды веры, ее проявление в жизни.
Да, Церковь, по апостолу Павлу, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) и, как сказал Господь, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Но и от нас зависит, насколько она будет славна и действенна на земле. Потому что православие суть правая вера, прославляемая делами любви. И даже внешние средства передачи Предания – благолепие храмов, чинное богослужение, святые иконы и песнопения – свидетельствуют об этих делах любви простых верующих и благовествуют их будущее блаженство. Таким образом, те, кто пребывает в Церкви воинствующей на земле, уже частично предвкушают Царство Небесное, райское блаженство Церкви торжествующей.
В читаемом ныне Апостоле св. Павел восхваляет древних пророков и праведников, которые жили по вере и своими подвигами приближали нынешнее торжество Истины. Все эти свидетели веры претерпели многие страдания и казни, но не получили обещанного по премудрому Промыслу Бога, ожидающего и от нас завершения посильного подвига, чтобы всех подвизавшихся вместе увенчать победными венцами славы. Ведь окончательное торжество связано с достижением конечной цели земной истории – восполнения святыми людьми числа отпавших ангелов.
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12, 1) Великого поста и добродетельной жизни, чтобы и самим стать свидетелями православия. Правая вера должна отразиться во всем нашем существе, во всех поступках, она должна очистить в нас образ Божий, чтобы он сиял во мраке мира сего.
Христос воплотился, Бог стал человеком, чтобы мы имели возможность Его видеть, с Ним беседовать через иконы, Евангелие и молитвы. Он сделался изобразим, чтобы мы по этому образу созидали и образовывали себя, стали Его подобием и соединились в Нем в единое Тело Христово, Которое всех зовет к общению в любви. В этом торжество нашей веры, в этом наше служение Богу и почитание Его образа – в подвиге и воскресении со Христом в святости и единстве любви. Аминь.