Наступает время Святой Четыредесятницы, и мы должны собраться, настроиться на воздержание, на внутреннюю работу. У кого-то мелькает помысел: «Вот, опять поститься, пойдут серые, постные дни, когда надо делать усилие над собой, отстаивать долгие службы». Можно, конечно, говорить, что так надо, положено, что это наша обязанность, что пост – это и для здоровья полезно.
Но, говоря о достоинстве поста, лучше отталкиваться не от привычного нашего бытового сознания, а вспомнить о своем призвании, о Небе, и тогда все будет восприниматься иначе. Неслучайно Святая Церковь вспоминает в это воскресенье изгнание Адама и Евы из рая, чтобы мы вспомнили о том, откуда ниспали, о том, что потеряли за непослушание нашему Небесному Отцу. Ведь в своей земной жизни мы не познали райского блаженства, как слепорожденные, которые никогда не видели красот этого мира, и лишь по вере пытаемся представить себе, что уготовал Бог любящим Его.
Но это было, и чтобы вернуться туда, и даже не вернуться, а наследовать, как я вчера говорил, иной рай, новый и духовный, нужно совершенно преобразиться. Это иное бытие, Царствие Божие, это Новая земля и Новое небо уготованы новому человеку, для которого Бог является всем: и светом, и одеянием, и пищей, и веселием. А чтобы туда достигнуть, надо стать иным, из земного превратиться в небесного, из ветхого – в нового.
Эти высокие истины далеки от бытовых понятий и выходят за рамки человеческих представлений. Чтобы настроить нас на духовный лад, Святая Церковь употребляет такие понятия как смерть и второе рождение. Надо умереть для греха и духовно возродиться, и это непонятно, потому что превышает человеческие представления. Христос говорит, что нужно отсечь руку или ногу, если они тебя соблазняют. Не в прямом, конечно, смысле, а в смысле решимости в борьбе со страстями. Настолько все серьезно и непросто.
Мы призваны по сути подняться на Небо, но это невозможно для человека. Можем ли мы, ходя по земле, пусть на самую высокую гору забравшись, дотянуться до неба? Для человека без Божьей помощи невозможно даже победить свои закоренелые страсти, невозможно не заботиться о насущном и помнить все время о Небе, забывая о земле. Богу же все возможно.
И поэтому Господь Сам преклоняет, приближает к нам Небо. Как мы можем оказать милость Богу, обладающему всем миром и его благами?! Но Он Сам нам подсказывает: «Оказывайте милость ближнему, и тем самым вы окажете милость Мне». Можем ли мы постом угодить Богу? По большому счету не можем, Ему не пост наш нужен, а наше произволение и наша любовь. Но Он Сам говорит: «Поститесь, и вы угодите Мне этим». Эти самые простые действия Господь вменяет нам во спасение.
Вот при таком взгляде как мы будем воспринимать пост, молитву, милостыню? Как спасительную соломинку, как милость Божию, как то, что Господь вменяет нам в добродетель – наши попытки быть добрыми, благочестивыми, воздержанными. Мы делаем один шаг, а Он Сам выходит навстречу и поднимает нас на Небо, даже «намерения целует», по слову Златоуста.
Сегодня мы слышали в Евангелии слова Господа: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Вот мы стоим в прекрасном, украшенном золотом храме, в который вкладывались многие поколения. Кто-то скажет, что это роскошь, что можно было бы потратить эти деньги на дела благотворительности. Но убранство храмов говорит о любви к Богу, показывает, где сокровище русского человека, где его сердце. Его душа уже наполовину на Небе, с Богом. Мы должны быть не слабее наших предков в духовном плане и понимать, что в жизни важнее всего, где наше Отечество.
Но в обычной жизни, к сожалению, все это заслоняется суетой, грехами, повседневными хлопотами и переживаниями. И вот Господь выводит нас на поприще поста – время, благоприятное для спасения. Ночь прошла, а день приблизился, когда нужно жить праведно и благочестиво, в трезвости и воздержании. Во время поста нужно сосредоточиться на главном – на спасении, заглянуть в свою душу, в сердце, которое поросло уже тернием и паутиной. Ведь мы чаще всего думаем о событиях мирового масштаба, о чем угодно, а в свое сердце забываем посмотреть.
Царствие Божие внутри нас, как говорит Господь. Там наша радость, там наше спасение и вход в райское блаженство. И нужно использовать время поста с его чудными песнопениями, чтобы углубиться в себя. Как Адам возделывал и хранил рай до грехопадения, так и мы должны возделывать и хранить свое сердце, чтобы в нем произросло Древо Жизни, чтобы Сам Господь питал нас днем и ночью, круглый год. Чтобы и в нашем сердце забил источник вечной жизни, и мы не искали уже земных источников, безуспешно пытаясь напоить водою страстей свое сердце, созданное для общения с Творцом.
И конечно, чтобы отправиться в этот путь вместе с Церковью, нужно разрешить узы обид, сбросить с себя камни грехов, освободиться и избавиться от препятствий. Поэтому это воскресенье еще называется Прощенным, когда мы испрашиваем у всех прощения, сами отпускаем другим долги и прегрешения, чтобы ничем не быть должными друг другу, кроме любви. Ведь если мы не прощаем ближнему, то и нам Господь не простит, как сказано в Евангелии.
И необязательно самому согрешить и быть причиной обиды ближнего. Хотя ссора всегда, наверное, имеет двух виновников. Даже если мы уверены, что невиновны, все равно должны первыми попросить прощение. Недоразумение захлопнуло дверь общения, нужно ее открыть. Может быть, другому замок мешает, а с нашей стороны только ручку повернуть и препятствие, которое обоим мешает, будет устранено.
Как мы можем идти к Богу, просить небесного перерождения, когда друг другу мелочи какой-то не можем простить и пребываем в этом ослеплении, в путах каких-то мелких подозрений и обид? Итак, простив от сердца ближнему вольные и невольные прегрешения, в единомыслии и цельности души начнем это малое делание поста, которое ждет от нас Господь, чтобы дать нам великие милости. Аминь.