Бог Господь и явися нам

Дорогие братья и сестры, христиане, возлюбленные о Господе! Сегодня у нас с вами величайший праздник – пришествие в мир нашего Царя и Спасителя. С этим праздником по важности может сравниться только Его победа над смертью и еще личная встреча каждого со Христом, искреннее соединение с Ним в Причастии.

С воплощением Иисуса Христа мы познали, чтό есть Бог и чтό есть человек. Бог, ранее грозный и неприступный, теперь познается в Сыне Своем, как свидетельствует Сам Иисус: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). Именно таков наш Отец Небесный: милосердный, любвеобильный, желающий нам только добра и спасения. На каждой всенощной Церковь восклицает: «Бог – Господь и явися нам». Это означает, что в Воплощении Бог открывается как наш Царь, наш Господь и Спаситель, Которого мы знаем и за Которым следуем. 

И Он «явился нам» как истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. Но грех искажает нашу природу, а безгрешный Господь Своей святой и безукоризненной жизнью и учением показывает, какими мы должны быть. Он призывает каждого из нас стать сначала настоящим человеком, а затем приобщиться к Божеству в Таинствах, сделаться Богом по благодати.

Для этого нужно принять Христа всем умом, всем сердцем и всем помышлением, стать подобным Ему. Кто на это способен? Прежде всего, чистые сердцем, простые и не лукавые люди. Такими были пастухи, дежурившие ночью около своего стада и размышлявшие о Спасителе мира. Сами ангелы явились им с благой вестью, и путь их ко Христу был недалек, исполнен славословия, радости и благодарения.

А есть люди, живущие умом, все пропускающие через рассудок, старающиеся все проверить, для них непонятна простая сердечная вера. Такими были ученые волхвы, которые пришли издалека на свет Истины. Им понадобилось намного больше трудов, усилий и времени, чтобы обрести Христа. В своих исканиях они встретили много искушений, чудом избежав гнева Ирода, но в конечном итоге Господь принял их усердие.

Очень символично, что, когда Ангел открыл волхвам козни Ирода, они «иным путем отошли в страну свою». Наша страна, наш дом – Царствие Божие, но часто на пути в этот небесный дом мы заблуждаемся, увлекаясь земными радостями, поклоняясь идолам страстей. Христос – наш Путь, и Истина, и Жизнь (Ср. Ин. 14, 6). Он пришел указать нам правильную дорогу к блаженству. Волхвы, познав Спасителя мира, вернулись в свою страну иным путем, т.е. не через астрологию и поклонение звездам, где их поджидал дьявол в лице царя Ирода, а через сердечную веру во Христа. Так и мы, познав Господа, должны уже жить по-другому, ходить иными путями: путями веры, добра, света и истины.

Обретшие Христа волхвы приносят Ему тройные дары: золото, ладан и смирну, – пророчески указывая на Его царское, священническое и жертвенное служение. Так и мы, празднуя рождение, обретение Бога в своей жизни, должны принести новорожденному Богомладенцу подарки: золото поклонения Ему как Царю, ладан молитвы и благоговения, смирну подражающей жертвенности. Хоть Сын Божий и назвал нас Своими друзьями, но мы должны бояться чем-либо оскорбить или ослушаться своего Царя, исполняя все Его повеления. Он освящает нашу жизнь, значит и нам нужно святить имя Его на земле и прославлять Его Царство. Наконец, благодаря Господа за Его безмерную любовь, которая выражается в крайней жертве, в смерти за нас, мы обретаем жизнь вечную и обретаем противоядие от смерти, соединяясь с самой жизнью – Христом. И если мы будем приносить Господу в своей жизни дары послушания, молитвы и жертвенного служения, то станем истинными Его сынами и наследниками, воспевая вместе с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». В этом трехчастном ангельском гимне есть четкая взаимосвязь. Если, возносясь умом к Богу, мы славословим Всевышнего, то на земле нашего сердца водворяется мир, а «в человецех» поселяется благоволение Божие. И в обратном направлении, если есть у нас благоволение в смысле изъявления доброй воли и желания творить добрые дела, то оно производит в сердце мир Христов, и тогда мы славим в вышних Бога. Такое внутреннее устроение и есть благоуханная жертва, угодная Спасителю нашему Иисусу Христу в день Его рождения. Аминь.

Произнесена 7 января 2020 г. в праздник Рождества Христова на ночной Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.