Сегодня, в преддверии праздника Рождества Христова, мы служили воскресную Божественную литургию в Неделю Святых Отец и читали в Евангелии длинный список имен – родословную Иисуса Христа по линии праведного Иосифа Обручника от патриарха Авраама. Святой Матфей писал свое Евангелие для иудеев, которым было особенно важно, что Мессия произошел от их народа. А о чем это перечисление говорит нам?

Среди названных есть люди святые, такие как патриарх Авраам, царь Давид, а есть и те, кто грешил и покаялся, как царь Манассия, или остался нераскаянным, как нечестивый царь Ахаз. Эта последовательность поколений нам знакома, и у нас есть отцы, деды и прадеды, среди которых тоже найдутся люди святые и грешные. Однако Христос, рождаясь среди людей, не является следствием истории со всеми ее взлетами и падениями, но принимает весь род человеческий, чтобы сделать нас свободными от истории.

В отличие от нас, зависимых от течения потока поколений, Господь Иисус Христос свободен. Все перечисленные в родословии люди не являются Ему родственниками просто потому, что Иосиф праведный был мнимым отцом, и Господь был зачат от Духа Святого и Девы Марии. Если уж искать Его родственников по плоти, логичнее взять родословную Пресвятой Богородицы.

Но и Матерь Божия является не столько следствием истории, сколько чудесным исключением, благодатным плодом Святого Духа и труда многих поколений иудеев, соблюдавших заповеди и чаявших пришествия Спасителя. Своим многовековым подвигом и молитвами они приуготовили рождение Пречистой Девы, ставшей Матерью Спасителя, так что это – совокупная добродетель всего иудейского народа, а не только Ее предков по плоти.

Христос – совершенный Бог и совершенный человек. Но не человек становится Богом, а Бог рождается человеком и потому изначально независим от человечества. Апостол называет Иисуса Христа «иереем во век по чину Мельхиседекову». О таинственном священнике Мельхиседеке не известно ничего, ни где родился и умер, ни какую имел родословную, ни где и от кого получил освящение, кроме того, что брал десятину с самого Авраама и благословлял его еще до появления ветхозаветного священства. Так и Христос приходит не из мира, но от Отца, чтобы исцелить и освятить род человеческий.

Господь принимает Своих мнимых предков, да и всех людей делает Своими родственниками, но при этом пребывает выше плотского родства. Он не потомок Адама, Он – второй Адам. Если первый Адам был земным и плотским, то Второй Адам, Господь наш Иисус Христос, сходящий с Неба, имеет совершенно иное устроение, Он духовен и свят. И все мы, христиане, дети второго Адама – Христа, призваны стать иными, новыми и духовными, чтобы наследовать новое Небо и новую Землю. Тем, кто в духовном смысле родился не от плоти и похоти мира, но от Бога, Господь дает власть быть чадами Божиими и ходить выше родства, выше земных отношений, вырваться из этой бесконечной цепи причинно-следственных связей и стать родными Богу.

Все ли перечисленные в родословии Христа являются Святыми Отцами, память которых мы сегодня чтим? Нет, не все. Сам Господь укоряет фарисеев за то, что они, строя гробницы пророкам, называют своими отцами тех, кто этих пророков убивал, тем самым признавая себя детьми убийц. Понятие «отец» шире, чем идея простого сообщения плотской жизни. Отец – это олицетворение предания и воплощение любви, это тот, кого мы славим, кем гордимся, на кого хотим походить, ощущая себя его частью и продолжением, в том числе и в духовном плане.

Хотя мы и молимся за свой род, благодарны предшественникам за дарованную нам жизнь, но отцами своими по духу называем не грешников, но святых. В Ветхом Завете это те, кто чаял пришествия Спасителя, в Новом – кто принял Христа сердцем, жил по правде и совести. Как мы можем называть отцами тех, кто хулил Бога, осквернял и разрушал храмы, ссылал и убивал священников, клеветал и отправлял за решетку невинных?! Наш отец – Бог, Церковь – мать, а родственники и братья – сонмы святых, усопшие и живые члены этой великой семьи, которые наследуют жизнь вечную. И вот сегодня мы размышляем о тайне Христова Воплощения и благодарим Господа, что Он дал нам эту свободу от земных законов, эту радость быть членами Церкви, земной и небесной, в которую входит огромное число людей, угодных Богу. Эти белые рождественские одежды напоминают нам о чистоте, святости и ослепительном свете тех, кто уже обрел спасение. Их святыми молитвами да сподобит Господь и нас быть причастниками этой полноты во Христе, для чего надо стать «новой тварью», иными по сравнению с людьми мира. Пребывая в мире, по духу будем свободными от него, как и Христос не от мира, чтобы присоединиться к спасенным членам нашей великой небесной семьи. Аминь.

Произнесена 5 января 2020 г. в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, Святых Отец, на Литургии в храме Смоленской иконы Божией Матери г. Октябрьск.