О верности в малом и последовательности

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им (Гал. 3, 8-12).

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом (Лк. 16, 9-15).

До праздника Рождества остались считаные дни, и мы с благоговением и трепетом ожидаем исполнения таинства рождения Христа в мире. Бог становится Младенцем, чтобы дать нам пример и напомнить о необходимости смириться, снова стать детьми Божиими, частью Божества и членами тела Церкви, глава которой – Христос. Апостол Павел сегодня напоминает нам, что в Аврааме, отце верующих, благословляются все народы, принявшие спасение, а утверждающиеся на делах закона не спасаются, потому что полагают спасение в исполнении мертвой буквы, а не в Боге.

Действительно, после грехопадения и изгнания из рая Создатель предоставил народам земли самим найти Его, т.е. поставил заведомо неисполнимую задачу, чтобы они смирились через эти почти безрезультатные поиски. А избранному народу открыл Себя, но дал Закон, который надо весь постоянно исполнять, т.е. также дал заведомо неисполнимую задачу для смирения, потому что спасение подается через благодать. Лишь остаток смирился, расписался в своей неспособности исполнить все предписания и принял Христа, как и некоторые языческие народы, принявшие Спасителя. А другие до сих пор продолжают строить Вавилонскую башню, пытаясь исполнить закон и самостоятельно найти Бога.

Господь оставляет не принимающих истину, ибо никого не хочет заставлять, а пошедших за Ним ведет далее к совершенству. В нынешнем Евангелии Христос говорит о верности в малом и о последовательности следования за Ним. Он говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». В принятии Бога уже заключается смирение, но нужно стремиться к совершенству. Гордость кроется иногда в том, что мы примеряем на себя великие роли и подвиги, а малым добром пренебрегаем как несущественным, в то время как именно оно способно избавить нас от тирании страстей. Лукавый помысел порой внушает, что все это неважно и недостойно нашего внимания, мы предназначены к большему. В результате, не делая малых шагов в духовном, мы не способны на бόльшие, совсем не двигаемся и начинаем унывать. Нужно смириться со своей немощью, неспособностью сделать что-то доброе без Бога и не гнушаться малым добром, открывающим перед нами другие возможности.

«Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» На лестницу начинают подниматься не с верхней ступени, а с нижней. Так и в добродетели следует начинать не с любви ко всему миру, а с милости к нуждающемуся ближнему, в каком бы виде не поставил его перед нами Господь. Вся жизнь на земле, как бы незначительна она ни была у конкретного человека, есть приготовление к жизни вечной, которую нужно заслужить. Так и великое добро нужно заслужить упражнением в малом, а неспособным на малое никто не доверит великое. На земные ресурсы и таланты, тратя их в любви, нужно приобретать небесное наследие. Первое – это еще чужое, данное на время, а второе – наше, но если не научиться правильно распоряжаться чужим малым, то никто не сделает великое нашим.

«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

Еще один духовный закон – напоминание о первой заповеди всецелой любви к Богу и недопустимости кумиров. Если какая-либо страсть или привязанность становится соразмерной любви к Богу, она сравнивается с поклонением идолу, с богомерзким язычеством. Человеческое сердце мало и не может вмещать многих вещей, особенно противоположных. Какое общение света с тьмой и Христа с велиаром?! Пример Иуды красноречиво показывает, что нельзя служить Богу и одновременно поклоняться идолу сребролюбия.

Эти слова услышали фарисеи, зараженные страстью сребролюбия, и начали смеяться, но Христос обличил их: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом». Вот еще одно подтверждение их непоследовательности. Помимо сребролюбия и властолюбия они были заражены еще и тщеславием, служили идолам страстей, а перед Богом были мерзки. Всю любовь своих сердец они устремили на предметы своих вожделений, а Христу оставили лишь ненависть и лютую смерть. Тогда они изменили иудаизму духовно, а вскоре совершенно его исказили, переписали Библию, привнесли оккультизм и многие обычаи человеческие.

Но мы должны понимать, что последовательное стремление к совершенству – это не что-то факультативное и необязательное, а необходимость, потому что враг пытается сбить нас с правильного пути в малом, чтобы сделать неверными в великом. Только верность и принципиальность во всем может уберечь от уклонений и духовных измен. Пусть Господь даст нам мудрость оставаться верными и последовательными в смирении и духовном совершенствовании. Аминь.

Произнесена 4 января 2020 г. в субботу 31-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в храме Архангела Михаила с. Усинское.