Сегодня наш храм отмечает престольный праздник – память святого благоверного князя Александра Невского. Он был одним из величайших мужей нашего государства, которое называлось тогда Святой Русью, и верным чадом Русской Православной Церкви.

Когда молодой князь был поставлен отцом в Великом Новгороде, над нашим Отечеством сгустились черные тучи. Одна беда нависла с Запада, когда большая часть христианской цивилизации во главе с папами обратилась против православных. Это случилось после того, как в 1204 г. крестоносцы взяли штурмом столицу Византии – Константинополь и поставили там латинского патриарха.

А другая беда пришла с Востока, где в 1206 г. был избран новый правитель, Чингисхан, захвативший вскоре половину мира. И когда эти две страшные стихии одновременно с двух сторон устремились на Русь, она оказалась между молотом и наковальней.

Католики, зная о нашествии на Русь монголов, пытались воспользоваться ситуацией, чтобы захватить ее земли и поглотить, ассимилировать православие. Историческая победа над шведами св. Александра, после которой он стал называться Невским, произошла летом 1240 г., а осенью языческие монгольские орды разорили Киев – последний крепкий русский город, не считая чудом уцелевшего Новгорода. Вот в это непростое время Господь и послал нашей Церкви, нашему Отечеству мужа силы и разума – благоверного Князя.

Святой князь Александр был великолепным воином, без единого поражения выигравший все свои двадцать битв, был и отличным дипломатом. Четыре раза он ездил в орду и каждый раз одерживал дипломатические победы, благодаря которым русский народ, хотя и платил дань, находясь под гнетом иноземцев, но при этом сохранял в неизменности свою веру, обычаи и уклад жизни. Святой князь Александр умел воевать, умел договариваться о мире, но полагался он при этом не на свои силы и способности, не на лесть и дары, но на Господа Бога.

Он вырос в благочестии, читал и пел в церкви. Современники свидетельствуют, что за всю жизнь он не пропустил ни одной воскресной или праздничной службы. Все свои сражения он начинал с молитвы и заканчивал благодарением Богу. Свое известное всем выражение: «Не в силе Бог, а в правде» он изрек после Литургии, когда шел сражаться с малой дружиной, не дожидаясь войска отца, на шведов Биргера, вторгшихся в новгородские земли. Как в Ветхом Завете богоизбранный народ малым числом именем Господа побеждал супостатов, так и святой князь повторял слова Давида: «Сии на колесницах, и сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем» (Пс. 19, 8).

О верности Князя Богу свидетельствует его мужественный отказ пройти через огонь и поклониться идолам в ставке хана Батыя, несмотря на то, что незадолго перед ним святой князь Михаил Черниговский поплатился за это жизнью. Хан Батый увидел его благородство и красоту, его духовную силу, расположился к Александру и усыновил его. Вот это упование Князя во всем на Бога, следование правде, как и всех русских людей, лучшим представителем которых он был, помогло Руси выстоять и победить.

Поэтому мы должны спросить себя: «На кого и на что мы уповаем?» Бывают трудные ситуации и у нас, например, пресловутая эпидемия. На что мы уповаем, на врачей, на вакцины, на какие-то свои средства и предосторожности? Нужно идти царским путем: не пренебрегать теми средствами, которые есть у нас, но уповать и полагаться исключительно на Бога, восставляющего даже мертвых.

К сожалению, мы часто либо самонадеянно полагаемся на свои силы и средства, либо, когда у нас их не хватает, начинаем унывать и малодушествовать. Есть соблазн уповать на богатства, как в сегодняшней евангельской притче. В ней Господь очень наглядно показывает нам, что бывает, когда человек строит свою жизнь на стяжании земных благ, на тленном богатстве.

У одного богача случился такой большой урожай, что зерно уже не помещалось в хранилища. Вместо того, чтобы увидеть в этом дар Бога и побуждение к делам милосердия, он решает, разрушив старые кладовые, построить новые и в них сложить все для себя. И он беседует со своей душой: «Душа, ешь, пей, веселись, потому что теперь у тебя великое богатство, которого хватит на многие годы». Но при этом он забывает о Боге, Который говорит ему: «Безумный, в эту самую ночь у тебя заберут душу, и кому останется все, что ты насобирал?» Вот безумие человека, который за земным, временным и ограниченным забывает о вечном, о своем предназначении и о том, что с неизбежностью произойдет через малое время.

А святой князь Александр не забывал, потому что был целомудренным во всех смыслах. Целомудрие – это цельное восприятие действительности и мира во всей его совокупности. Разумный человек видит в окружающем прежде всего суть, внутреннее наполнение, а не форму, главное, а не фрагменты. Не только настоящий момент, но и прошлое, и что будет в конце, и полагает в жизни правильные цели. Неразумный воспринимает в мире только то, что привычно и приятно, а в остальном слеп. Как можно исключить из своей жизни Создателя? Оказывается, можно, по Его же долготерпению до поры до времени.

Поэтому мудрость не в том, чтобы богатство себе приобретать, гоняясь за временными удовольствиями, но чтобы полагать добрые цели. Утверждать здание своей жизни не на песке страстей, не на каких-то человеческих подпорках, но на едином Боге, Который уготовал нам жизнь вечную. Господь дает нам благодать, отдает богатое наследство, чтобы мы были счастливы. Но мы предпочитаем наполнять свое сердце другим, находим много заменителей подлинного счастья, Царства Небесного, и это не только деньги. Сами себя тешим, что богаты, что у нас все есть, но если жизнь проходит без Бога, то все эти наполнения – мишура. Она развеется ветром, и человек останется ни с чем. Надо в Бога богатеть, творить доброе, учиться любви, которая подразумевает жертву, и тогда это духовное богатство не подведет, не исчезнет и станет источником блаженства в вечности. Так поступал мудрый князь Александр, и добрые плоды его жизни, построенной на Боге и на любви, пожинаем все мы, его потомки. Поэтому по его примеру будем во всех обстоятельствах уповать, прежде всего, на Бога и тогда принесем настоящую, непреходящую пользу себе и своим ближним. Аминь.

Произнесена 6 декабря 2020 г. в Неделю 26-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.