О духовной власти и ее плодах

Когда апостолы возвращаются ко Христу и с восторгом рассказывают, как даже бесы слушаются их ради Его имени, Господь подтверждает данные им духовные полномочия: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 19-20).

Власть светская в идеале борется со злом в государстве и обществе, наводит порядок, для чего у нее есть закон и сила для принуждения непокорных. Закон подобен сети, которая ограничивает людей, чтобы они не употребляли свою свободу во вред другим. Но зло постоянно прорывает эту сеть закона, находит лазейки и обходные пути.

Христос же принес в мир силу иного рода, духовную, которой не может противиться абсолютное зло. Оно отступает перед союзом человека и Бога. Во Христе человек получает власть быть чадом Божиим и попирать всю силу вражию, наступать на нее. Но и добро отступает перед союзом человека и зла, потому что Бог уважает наше произволение, Им однажды данную нам свободу.

Однако власть и сила – это средства, а не цель. Поэтому Господь и предостерегает апостолов от преждевременной радости. Это еще не их заслуга, что бесы им повинуются, надо достигнуть цели – спасения души, принести плоды духа. О том, что это за плоды, напоминает нам сегодня Апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И добавляет: «На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23).

Действительно, это признаки иной реальности, по сравнению с которой временная земная жизнь – не реальность, а мимолетный сон. Любовь и смирение настолько выше закона, насколько жизнь человека ценнее ремня безопасности, спасающего ее в случае аварии. Это признаки приобщения вечной жизни, и радоваться можно тогда, когда в тебе есть эти плоды, потому что они делают тебя уже здесь причастником вечных благ, гражданином Царства Христова, и твое имя уже написано на Небесах. Вот где настоящая свобода, не только от закона юридического, но вообще от земных законов, от болезни, смерти и всякого зла. Как сказал блаженный Августин: «Люби и делай все, что хочешь».

Но чтобы принять от Бога эту свободу вечной жизни, надо ограничить свободу плоти, которая производит иные плоды – греховные дела. Надо преодолеть эгоизм, гордость, греховные привычки, выбросить из сердца все лишнее, чтобы возлюбить Бога всем умом и помышлением. «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение»(Лк. 10, 21).

Чтобы воспринять славу Божию, нужно смириться, считая себя ничем, доверившись Богу, как дети доверяют родителям. Лишь отвергнув свою мудрость, став безумным ради Бога, можно получить мудрость во Христе. Она диаметрально противоположна мудрости мирской, житейской, наблюдающей свою выгоду. «Мудрость, сходящая свыше, – говорит апостол Иаков, – во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3, 17).

Поэтому Апостол, сказав, что плоды Духа выше закона, предостерегает христиан от злоупотребления своей духовной свободой: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5, 24-26). А если кто-то грешит, исправлять его кротко, без осуждения, чтобы по гордости и самому не впасть в такой же грех. И заключает: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Итак, ожидая пришествия в мир Спасителя Христа, Его славного Рождения, постараемся уготовать пути ему в своем сердце, сровнять холмы гордости и превозношения, убрать баррикады своих мудрований и сомнений, засыпать ямы порока, восполнив недостаток милосердия и смирения, чтобы Бог пришел в дом нашей души и исполнил его мира, радости, любви, всех тех плодов Духа, которые еще на земле сообщают жизнь вечную и подлинное блаженство. Аминь.

Произнесена 12 декабря 2020 г. в субботу 27-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком храме г. Сызрань.