Блажен иже вкусит хлеба в Царствии Божием

Когда Господь учил, что, устраивая пир, нужно звать не богатых друзей, а нищих, чтобы иметь за это награду в иной жизни, один из фарисеев мечтательно воскликнул: «Блажен человек, который вкусит хлеба в Царствии Божием». Как и мы тоже иногда мечтаем попасть хотя бы на краешек этого блаженного Царствия. Но Господь, отвечая притчей о званных на пир, показывает, что Царство это уже в мире, уже доступно нам, но часто люди сами его отвергают.

Некий царь устроил роскошный пир и позвал своих подданных, но они стали отказываться. Один сказал, что он приобрел поле и должен пойти его посмотреть, другой купил пять пар волов и именно сейчас ему надо их испытать, а у третьего еще более уважительная причина: он женился и потому никак не может прийти. Понимая, что речь идет о взаимоотношениях Бога и человека, ужасаешься степени неуважения и неблагодарности творения своему Творцу. А по-славянски этот отказ звучит: «Молю тя, имей мя отречена». Как страшно, когда человек на любовь Бога молит оставить его в покое. У меня свои дела, свои заботы, зачем мне Твой пир? Это происходит от непонимания того, что дает нам Господь и от чего мы отказываемся.

Чтобы принять этот дар, эту роскошную небесную трапезу, нужно понимать ее ценность и величие. Человек, творящий добро, уже предвкушает пир тихой радости в своем сердце, уже испытывает блаженство, которое ждет праведных в Царствии Небесном. Такой человек начинает понимать, что такое Царство Божие, которое, по слову Апостола, не есть «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Постепенно вкус его утончается, и он начинает ценить духовные, подлинные радости, которые ни в какое сравнение не идут с тем, что мы можем найти на этой земле. Но, к сожалению, обычно люди выбирают земные радости и интересы, потому что не знают этой сладости, не вкусили «яко благ Господь».

Конечно, в этой притче Господь, прежде всего, говорит о народе Божием, о ветхозаветном Израиле. Чтобы посрамить человеческую мудрость, Бог избрал этот простой народ, дал ему закон и окружил заботой. Заповедями и указаниями Творец указал ему то, что Ему угодно и для человека спасительно. Как малым детям дают игрушки и учат развивающим играм, так Создатель давал иудеям образы будущих истин и учил начаткам духовности. Но когда в мир пришел Спаситель и настало время взрослеть, они не захотели расстаться с игрушками. Им понравилось учиться в первом классе с его малыми требованиями, а идти в институт и университет они не захотели.

Итак, Господь зовет на пир, а они отказываются, у них свое понимание о радости и благе. Поэтому в притче царь разгневался и велел позвать всех городских нищих и калек, тех, кто понимал свою бедность и ограниченность и с радостью принял приглашение на пир. Это были святые Праотцы, которых мы сегодня воспоминаем и которые на этой земле жили как пришельцы и странники. Они не искали временных удовольствий, но стремились к Небесному Царствию, ожидая в ночи греховного мира пришествия Спасителя, восход Солнца Правды Христа.

Город – это ветхозаветный Израиль. И вот когда мудрые дети еврейского народа пришли на духовную трапезу и осталось еще много места, Господь велит призвать и нищих с дорог и распутий за городом – языческие народы. На этом пире правды, любви и истины, которые одни только и могут насытить человеческое сердце, собрались лишь нищие духом, те, кто понимает свою бедность и ограниченность без Бога.

И конечно, в этой притче мы узнаем и самих себя. Ради чего люди отказываются от духовного пира? Поле, купленное одним, – это земной мир, приобретения, богатство, оно может отлучать от Бога. Волы – это символ земных трудов, погружаясь в которые, люди забывают о душе. Особенно искусство, наука и творчество, где человек как бы соревнуется с Творцом, могут увлекать и удалять от Бога, создавая иллюзию наполненности души.

Брак – высшее благо на земле, к которому стремятся многие. Но даже законная супружеская любовь при забвении о Боге пагубна и не спасает, не говоря уже о любви греховной. И получается, что человеческая любовь, которая ближе всего к Царствию Небесному, может стать лишь суррогатом, заменителем и препятствием человеку в приближении к Богу. Сколько нам дал Господь талантов и даров, и все они могут стать препятствием, если мы забываем о Нем Самом. Ведь все земные дары и радости всего лишь тень и отражение будущих благ, указание на пир в Царствии Божием.

Но, может быть, возможно иметь Бога в душе и заниматься при этом любимыми делами? Да, если только любовь к Богу стоит на первом месте. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21), – говорит Господь, и еще: «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Так что приходится выбирать. Вот иллюстрация: мы сегодня в воскресный день пришли в этот сияющий храм на небесный пир Евхаристии, чтобы стать участниками духовной трапезы, а кто-то сидит сейчас на холодном льду Волги, пытаясь выудить рыбку, прибавку к земному столу. Каждый сам выбирает свое будущее, благо, к которому стоит стремиться, но мудр тот, кто советуется в этом деле с Создателем.

Сегодня память пророка Аггея, который жил после возвращения иудейского народа из вавилонского плена. Обращаясь к людям от лица Божия с призывом восстановить разрушенный Храм, он говорил: «Вы сеете много, а пожинаете мало, пьете и не можете напиться, и хлеб ваш не в сытость. Вы собираете плату за труд в дырявый кошелек, потому что свои дома украшаете, а дом Мой остается в небрежении» (Ср. Агг. 1, 6, 9). Действительно, когда мы забываем о Божием, чем показываем свою неблагодарность, то и наши земные дела не клеятся, потому что нет с нами благословения Господня.

Итак, будем всегда избирать лучшее, к чему приглашает званных, т.е. всех людей человеколюбивый Бог. Будем утончать свой нравственный вкус деланием добра, приобщаться духовному пиру в Причащении, чтобы уже сейчас вкушать от небесной трапезы вечных благ и становиться теми немногими избранными, которые достойны стать сонаследниками всего имения нашего Небесного Отца. Аминь.

Произнесена 29 декабря 2019 г. в Неделю 28-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.