В этом году Неделя по Воздвижении совпала с Отданием этого праздника, и мы заносим Животворящий Крест – символ следования за Христом и знамя нашей победы – в алтарь. А в сердце остаются слова Евангелия: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь (для себя), тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, (т.е. самозабвенно откроется для любви), тот сбережет ее» (Мк. 8, 34).

А в рядовом Евангельском чтении на примере исцеления дочери хананейской женщины Господь учит нас правильной и действенной молитве. Мы все часто, молясь в храме или дома, не получаем просимого и задаемся вопросом, почему Господь нас не слышит. Как известно, молитва должна сопровождаться живой верой и уверенностью в получении просимого. По слову Господа, если у нас есть хоть крупица веры, то мы и горы будем двигать с места на место при условии отсутствия сомнений.

Но что такое вера? Можем ли мы прийти даже в какой-то нужде и потребовать у Бога, что вот так или так должно произойти? Вера – это очи души, видение истины, а не усилие выдать желаемое за действительное. Мы верим в любовь Бога, отдавшего Сына Своего Единородного, чтобы нас спасти, и поэтому не должны сомневаться в том, что Он исполнит все полезное для нашего спасения. Но надо еще знать, что просить, и иметь сыновнее дерзновение, которое происходит от любви и чистой совести.

В сегодняшнем Евангелии мы видели, как женщина-язычница из хананеян идет вслед за Христом и просит: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». В своей любви она отождествляет себя с дочерью, молится за нее, как за себя: «Помилуй меня». Но Господь не обращает внимания. Затем апостолы, сжалившись, просят Его о ней, но Он говорит, что «послан только к погибшим овцам дома Израилева», только к иудеям.

Тогда сама она подходит и говорит: «Господи, помоги мне», опять же представляя дочь в своем лице и жертвенно растворяясь в любви. Однако Господь, испытывая искренность и цельность ее молитвы, отвечает: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но даже такое сравнение не могло остановить эту женщину, которая во имя любви отреклась от себя и собственной гордости. Она говорит: «Да, пусть мы, язычники, псы, но даже псам перепадают крохи с трапезы господ». И тогда Господь говорит: «О, женщина! Велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Здесь мы видим настоящую действенную молитву, когда вера и смиренное терпение побеждают все испытания.

На самом деле Христос не имеет намерения уничижить хананеянку, но говорит об очередности мер спасения человечества. Сначала надо наставить на путь истинный заблудший народ иудейский, призванный к святости, а потом уже и всех прочих. Сперва исправить сынов, исповедующих Бога Отцом, а затем думать о том, что делать с бессловесными псами. Да и в греческом тексте слово «псы» звучит мягче, чем в русском переводе. По-гречески κυνάρια – это щенки, маленькие собачки. Действительно, было бы неправильно отдать еду, предназначенную для детей, просящим под столом собачкам, даже если они очень милые.

Но что значит быть сынами? Сегодня в апостольском чтении святой Павел обращается к христианам с призывом: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? <…> Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Божий, как сказал Господь: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6, 14; 16-18).

Вот условие сыновства – оставить грех и исполнять волю Отца, чтобы стать Его святым жилищем. Бог не может пребывать со скверной, поэтому для соединения с Ним нужно удалить из своего сердца все греховное. Как сын стремится быть подобным Отцу, так христиане подражают Христу, чтобы быть во всем на Него похожими и желать только угодного Ему. Вот какая вера двигает горами, а не настаивание на собственной воле.

Израиль был названным сыном, но отпал от своего сыновнего достоинства и лишился первородства. А эта язычница по сути исполнила закон любви. Она стала дочерью Бога, потому что в своем самозабвенном сострадании ближнему переступила через все преграды, слилась в молитве с Богом и получила исполнение своего прошения. Вот какова вера, которую слышит Господь! Не какое-то абстрактное умствование, а соединение с Богом любви. Если человек жизнью уподобляется Спасителю, имея «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5), то не может Господь не услышать его просьбы во спасение.

И сегодня, на Отдание Воздвижения Животворящего Креста, в Евангелии Господь призывает нас отвергнуть саможаление, взять свой крест и следовать за Ним. Вот то, что делает нас сынами и соединяет с Богом – преодоление всего, что мешает следованию воли Божией, благой и совершенной. А хананейская женщина – пример такого следования за Христом. Несмотря ни на какие испытания, она постоянно пребывала в смиренной молитве, веря, что любящий Бог не может отвергнуть Свое создание.

Так и мы, помня, что не имеем права требовать от Бога чего-либо как грешники, будем очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7, 1). И тогда сыновнее дерзновение позволит непоколебимо верить в любовь Отца, а молитва наша будет творить чудеса, самое главное из которых – соединение с Богом в любви. Аминь.

Произнесена 4 октября 2020 г. в Неделю 17-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрани.