Сегодняшнее Евангелие о чудесном улове рыбы показывает, сколь плодотворно послушание Богу и насколько действенно Господне благословение. В своей повседневной суете мы часто об этом забываем, полагая, что справимся, что сами лучше знаем и сообразим, как добиться результата, а благословение и молитва – это что-то абстрактное. И вот иногда мы возимся, возимся, а дела не выходит. Но стоит только оставить горделивую самонадеянность и помолиться Господу, попросить Матерь Божию или святых, и все у нас получается.

Итак, Христос учит народ, а люди теснят Его, желая слышать слово Божие, и потому Господу приходится сесть в лодку и отойти немного от берега, чтобы слышали все. Слушатели чувствуют, что в этих словах заключена жизнь и великая мудрость, но многого не понимают, суть пока сокрыта от них. И вот Господь, чтобы наглядно показать им и нам, как важно исполнять Его советы, даже если ты не совсем осознаешь их необходимость, велит апостолу Петру отплыть от берега и забросить сети для ловли. С другой стороны, лучше один раз что-то увидеть, чем сто раз об этом услышать.

Апостол говорит: «Наставник, мы всю ночь ловили рыбу (а ночью более благоприятные условия для ловли, чем днем), но ничего не поймали. Впрочем, по слову Твоему заброшу сети». Вот такое послушание Богу, несмотря на трудности и видимое отсутствие необходимости, и творит чудеса. Ночь земного труда не приносит плода, а луч Божия благословения во мгновение наполняет сети. В них попадается столько рыбы, что они рвутся, а лодки тонут от переполнения. Господь с радостью исполняет наши хранилища, когда мы стараемся следовать Его воле.

Одновременно Он исполняет и сердца наши Своею благодатью. Апостол Петр, видя происходящее, устрашился: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Когда человека посещает благодать, тогда в нем просыпается страх Божий, отступают все оправдания, и он познает свою нечистоту в сравнении со святостью Бога. Как луч света высвечивает взвешенные в воздухе пылинки, так благодать Божия указывает человеку на его несовершенства, приводя в трепет и умиление. Внезапно для него открывается иная реальность, иной мир, в обычное время недоступный. В этом духовном состоянии постоянно пребывали святые, ощущавшие этот мир, ходившие пред Богом в покаянии, молитве и благодарении. Они просили и получали, восходили от силы в силу и совершали великие дела.

Вот это умножение хлебов, умножение сил и талантов всегда бывает там, где человек обращается к Богу. Апостол Павел сегодня говорит, например, о сборе милостыни: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Всякому делающему доброе рано или поздно это добро вернется сторицею, если он делает это искренно, по добровольному расположению сердца. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9, 8). Господь, производящий семя в колосе и дающий пищу людям, подаст добродетельному изобилие благ земных, чтобы он имел возможность делиться с другими. Но самое главное, что с добром дается благодать, умножающая духовные дарования. Любовь, подобно огню, передаваясь другим, не умаляется, она только умножается, становясь неиссякаемым и неистощимым источником жизни.

Послушание Церкви и заповедям Божиим не только благословляет земную жизнь, но, что самое главное, от земного и временного возводит нас к неизмеримо более важному – к небесному и духовному. Мы видим, что Апостолы, когда познали силу Божию в богатом улове, забывают обо всем, оставляют всю эту рыбу – то, о чем они раньше мечтали и ради чего они трудились в поте лица – и устремляются к лучшему. Они идут за Христом в Его чудный мир, чтобы уловлять в Его Царство человеков, сообщать и им огромные богатства, которые Господь дает всем желающим, всем, кто идет за Ним и открывается Его благодати.

Для того мы и приходим в Церковь, чтобы напитаться благодатью, приобщиться этому невидимому миру, духовным сокровищам. Люди обычно не замечают этих сокровищ, не знают милостей Господних, и если мы своей жизнью указываем им путь, то тоже становимся ловцами человеков. Получая духовные дары, богатый улов благодати, человек постигает смирение Христово, которое невозможно подделать. Смиренный богат, потому что, обладая Божиими дарами, он может позволить себе быть благотворительным, милосердным, прощать грехи, миловать и любить даже врагов. Отдавая, он приобретает еще больше из бесконечного источника и потому, забывая о земных благах, устремляется к небесным. Господь да благословит наши земные труды, да исполнит сети наших душ Своей духовной пищей, чтобы и мы, познав любовь и щедрость Владыки Христа, оставили бренное и устремились к непреходящему, увлекая за собой множество рыб словесных, других людей, в Царство Небесное, в жизнь бесконечную. Аминь.

Произнесена 11 октября 2020 г. в Неделю 18-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.