Крест как проповедь любви

Настал праздник Воздвижения Честного Креста Господня, память его поднятия перед народом в то время, когда он был обретен святой равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме. С тех пор и доныне мы с благоговением совершаем поклонение Кресту, знамени нашей победы, символу, в котором заключена вся суть христианского подвига. Этот самый древний христианский знак в зашифрованном виде передает замысел Бога о мире и всю историю домостроения нашего спасения.

В нем заключена тайна величайшей любви Бога к человеку, любви, которая призвана соединить людей между собой и возвратить их в лоно Отца. Именно о такой любви, любви до смерти, говорит Крест, и именно она есть цель и содержание нашей христианской жизни. Знамение Креста Христова – самая простая и наглядная проповедь, но она, к сожалению, не доходит до большинства умов и сердец. Не потому, что это сложно понять, а потому, что это сложно исполнить в своей жизни, очень трудно научиться любить. Ведь для этого нужно возвыситься над животным составом человека, над своими инстинктами самосохранения, нужно перестать быть земным и стать небесным, что легко, наверное, сказать, но невозможно осуществить без помощи Божией.

Крест указывает нам на таинство домостроительства спасения, на то, что Бог дал человеку эту возможность спастись и из существа, которое беспокоится о своем выживании и благополучии, превратиться в сына Божия, в того, кто обладает всем, кто отдает без меры и от этого только богатеет. Христос распростер Свои руки на Кресте и был вознесен над землей, согласно древним пророчествам, чтобы обнять и привлечь к Себе всех, чтобы все взирающие на Него обрели жизнь вечную, которая заключается в любви. Тот, кто научился настоящей любви, не эгоистической, не потребительской, а жертвенной и самоотверженной, той любви, для которой весь мир создан, уже приобщился к вечности. Потому что Бог есть любовь, и любовь есть жизнь вечная, а без нее ничто не вечно или превращается в вечное мучение.

Любить Бога и любить человека – вот две составляющие двуединой заповеди, в которой исполняются закон и пророки. Вертикальное древо креста – это любовь к Богу, горизонтальная – это любовь к людям, обнимающая всех. В перекрестии Креста, во Христе сходятся эти две любви, исполняются эти две заповеди. Он явил миру истинную любовь до смерти и дал власть и силу исполнить эти заповеди и нам, Его последователям.

Поэтому Крест – это и щит, и меч, и шлем нашего спасения, знамя, которое мы гордо поднимаем над собой, не стесняясь его и никого не боясь. Начиная с самых первых веков христиане изображали крест, сначала, во время гонений, в виде монограммы из первых букв имени Христа, затем более открыто, носили крест на груди, творили крестное знамение. Как мы и до сих пор налагаем три перста в честь Святой Троицы на лоб как символ ума и помыслов, на чрево как символ сердца и всех чувств, на правую и левую руки как символы сил душевных и телесных, чтобы все свое существо, распиная для греха, предать Богу.

В этом наша сила и утверждение. А для мира это безумие, это попрание всех его принципов: борьбы за выживание, утверждения за счет других, стяжания, гонки за удовольствиями. Крест – это иная реальность, небесная, а не земная. Поэтому мир, живущий по своим законам, не принимает его. Для язычников эллинов Крест – безумие, для иудеев – соблазн, потому что самостоятельные попытки народов приблизиться к Богу и ветхозаветная праведность были еще очень земными и человеческими. А для духовных это благоухание спасения, радость и твердая опора. Как говорит Апостол: «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

И мы сегодня торжествуем, поклоняясь вознесенному на Кресте Христу, Богу любви, и налагаем на себя крестное знамение как символ спасения, как подтверждение нашего обещания идти за Христом, претерпеть все, что Он нам пошлет по силам в этой жизни ради спасения. Ведь, творя крестное знамение, мы исповедуем, что, как и Господь, не только неудобства, связанные со стремлением к добродетели и борьбой с грехом, но и саму смерть готовы претерпеть ради Царствия Небесного. Ибо что есть телесная смерть по сравнению с вечным блаженством жизни во Христе?! Итак, всех поздравляем с этим великим праздником нашей веры! Пусть Крест, хранитель всей вселенной, красота Церкви, хранит и укрепляет всех нас в спасительном подвиге любви! Аминь.

Произнесена 27 сентября 2020 г. в праздник Воздвижения Креста Господня на Литургии в Казанском соборе г. Сызрани.