Ныне мы празднуем Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, День Ее рождения. В православной традиции не принято торжественно отмечать дни рождения людей, потому что жизнь земная временна. Она дана нам для того, чтобы созреть нравственно, духовно опериться и возлететь в мир иной, небесный. Если не произошло этого второго, духовного рождения в рамках земного бытия, то не достигнута цель рождения первого. Тогда неуместно праздновать и дни рождения, ибо это лишь временные координаты неудачного полета, который заканчивается падением.
Именно поэтому Церковь чтит память святых в дни их смерти, празднуя момент рождения их в жизнь вечную. А живые по многовековой традиции торжественно отмечают не дни появления на свет друг друга, а дни Ангела, именины, т.е. День рождения для жизни вечной во святом Крещении.
Впрочем, есть особые Дни рождения, которые перевернули весь ход истории и стали знаковой вехой существования мироздания. Это, прежде всего, Рождество Христово, вселение Божества в человечестве и приобщение бренного нашего естества жизни вечной. И конечно, это предварившее его рождение Пречистой Матери Христа, Той, благодаря Которой стало возможно соединение Бога и человека. Она явилась Лествицей, Еюже Бог сошел к нам в воплощении, а люди восходят на Небо в обожении. Она есть «Дверь Небесная, вводящая Христа во вселенную во спасение душ наших», как поет Святая Церковь (стихира 2-я на Господи, воззвах, глас 6-й).
Вообще рождение человека – это великое таинство. Рождение ребенка всегда для нас радостно, даже если ребенок чужой. При виде его мы умиляемся, потому что в нем открывается великая глубина, неведомые способности. Он как ангел, посланник из другого мира, только вышедший из рая и еще не искаженный грехом. Кажется, перед ним открыты неограниченные возможности, как будто он может еще избежать следствий грехопадения и пребывать на земле, как в райском саду, в общении с Богом.
Увы! И он потомок Адама, изгнанного из Эдема за преступление заповеди, унаследовавший его замутненное грехом естество. Грех, как эластичная паутина человекоубийцы-диавола, постепенно будет урезать возможности, ограничивать свободу и распылять силы к добру, чтобы в конце полностью обездвижить и сделать беззащитным перед жалом смерти.
Но эту многовековую трагедию человечества упразднило сегодняшнее событие. В рождении Пречистой открываются подлинно необозримые перспективы, блаженная вечность для всякой души, принимающей Христа – Второго Адама, Победителя греха и смерти, Путь, и Истину, и Жизнь. Ныне рождается Вторая Ева, Матерь жизни вечной, в которой открывается как возможность это второе, духовное рождение, ради которого и создан человек.
Поэтому в Рождестве Пречистой мы созерцаем явление новых начал человеческой жизни. Они несравненно превосходят наше биологическое существование, которое мало чем отличается от животных. Ведь именно бессмертный дух, именно сыновство Богу и небесное призвание делают человека венцом творения, а его рождение – великим торжеством и праздником.
И Матерь Божия – совершенный пример реализации нашего предназначения. Ведь сначала нужно стать человеком, которому свойственна нравственность, а даже это в нынешнем мире редкость. Но человечность – не конечный пункт нашего предназначения, надо приобрести Божественные свойства в общении с Богом. Мы должны сделаться богами по благодати, стать выше, чем просто человек, научившись у Христа любви и милосердию. Образ обожения для всех – Пресвятая Богородица, подлинно соединившаяся со Христом, и мы молимся Ей, чтобы так же иметь в себе Жизнь.
Матерь Божия в силу Своей чистоты и святости всегда юная. Потому что именно грех старит нас, рождающихся для жизни, грех ограничивает свободу, приземляет, возвращает в землю. А общение с Богом, молитва, благодать Божия – это те живительные струи, тот источник вод, из которого мы черпаем жизнь вечную и никогда не умрем.
Поэтому праздник Рождества Пресвятой Богородицы столь глубок, он открывает нам наше предназначение и вечную молодость. Блажен любящий Бога и исполняющий Его святые заповеди, ибо «обновится яко орля юность» его (Пс. 102, 5). Эта вечная молодость, вечная жизнь, доступные всякому – вот, что мы видим в нынешнем празднике. Пусть Пресвятая Владычица наша Богородица поможет нам откликнуться на призыв, использовать эту возможность стать живыми, юными духом, чтобы быть всегда с Богом в жизни вечной. Аминь.