Иногда можно услышать вопросы: «Что нужно для спасения? Доступно ли оно всякому элементарно исполняющему заповеди или это дело немногих избранных? Достаточно ли не грешить, не делать никому зла или нужны какие-то особые духовные подвиги? А если нужны, то какие и для чего?» Ответ на эти вопросы содержится в нынешнем евангельском чтении.
Ко Христу с вопросом о спасении обращается некий начальник, спрашивая Его: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот важный вопрос задается вполне искренне, хотя в обращении есть некоторое противоречие. Поэтому Господь сначала поправляет его: «Если ты пришел к учителю, к простому человеку, то почему называешь Меня благим? Ведь благ только один Бог. А если усматриваешь во Мне Бога, приготовься и исполнить услышанное». После же этого дает ему простой совет исполнять заповеди: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою».
Когда же тот отвечает, что исполняет все эти заповеди от самой своей юности, Спаситель открывает одно необходимое условие: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). После этого вопрошающий опечалился и отошел со скорбью, потому что был богат. Он искренне спрашивал, но исполнение совета оказалось выше его сил, он не мог расстаться с богатством, на которое возлагал всю свою надежду. Хотя этот начальник и исповедовал себя верующим, говоря, что должен любить Бога больше всего, однако на самом деле привязался к богатству, которое стало для него препятствием ко спасению.
Некоторые толкователи утверждают, что для спасения достаточно соблюдать заповеди, а для тех, кто хочет большего, есть путь совершенства. Это монахи, священники, подвижники. С них и спрос другой, потому что они вызвались уподобиться ангелам. Такие претенденты на особые высоты и награды должны все оставить и следовать за Христом, а прочие могут спастись простым исполнением десяти ветхозаветных заповедей: чти Бога и родителей, не поклоняйся идолам, не убивай и не совершай аморальных поступков.
Но ведь когда начальник заявил об исполнении заповедей, Господь не сказал юноше: «Ну хорошо, теперь ты спасен, а о прочем не переживай, это дополнительная опция для немногих». Наоборот, Христос указал на то, чего ему для спасения не хватает – оставить богатство и следовать за Истиной. Т.е. не достает самоотвержения, не связанности богатством, духовной свободы. Для спасения необходимо подняться над всем материальным, земным, чтобы соединиться с Богом высшей любви и свободы. И юноша опечалился именно потому, что осознал недостаточность для спасения того, что он сделал.
Поэтому неверно думать, что есть одни несложные требования для спасения, а другие, усложненные, для желающих совершенства. Совершенство – это и есть завершение пути следования за Христом, исполнение в полноте Его спасительных заповедей. Желающий спастись должен учиться возлагать все свои упования не на богатство, не на себя и свои способности, даже не на других людей, но на одного Бога, полюбить Христа и Ему уподобиться. Духовная зрелость человека определяется тем, чем он живет и на что опирается в жизни.
Живущий по плоти может и не надеяться на богатство, если его у него нет, но он все равно ходит по земле, утверждается на том, что ему близко и понятно. Чтобы вступить на духовный путь, он должен расстаться в своем сердце с землей, с плотью, вещами, деньгами и жить другими категориями, понемногу становиться гражданином неба. Поэтому Господь и говорит, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 25).
Образно говоря, духовный человек легок и утончен в своем внутреннем устроении и потому может пройти сквозь «узкие врата», там, где застрянет дебелая плоть, увешанная к тому же, как верблюд, всяким житейским скарбом. Чтобы взлететь на небо, надо в духовном смысле сбросить балласт плоти, разорвать путы страстей, чтобы сердце не было ничем связанным и ни к чему привязанным. Для обычного человека это кажется очень трудным, почти неисполнимым.
Поэтому Апостолы и удивляются: «Кто же может спастись?» Ведь у каждого есть какое-то имение. И Господь признает, что это очень трудно и даже невозможно, но тут же вселяет надежду: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Можно спастись и имеющему состояние, но только если он возлагает свою надежду не на него, а на Бога и потому делится имением с нуждающимися. Если же добровольно сердцем прилепился к материальному богатству, так что оно стало стеной между ним и Богом, то сам лишил себя возможности спасения.
Господь призывает нас продавать свои имения, раздавая их нищим и приобретая себе сокровище неоскудеваемое на небесах. Это значит, что мы должны отвязаться не только от материального, но, раздавая, научиться жертвенности и любви, чтобы уподобиться Христу. Все, что у нас есть: средства, силы, таланты и умения, даже наше здоровье, время и спокойствие – мы можем продавать, служа другим людям и приобретая на все это алмазы и жемчужины любви, сокровище, надежно сохраняемое на небе.
Тогда сердце наше, по слову Господа, будет пребывать там, где его сокровище, где сосредоточена его жизнь, в небесных блаженных обителях со Христом. Это и есть духовность, свобода от земного и материального, нравственная высота, которая достигается не исполнением простых ограничений, а следованием за Христом, хождением пред Богом. Вот путь и критерий для всех, желающих спастись, стать гражданами Неба и полноправными наследниками Царствия Небесного. Аминь.