Сегодня долгожданный день – исполнение всех обетований о спасении рода человеческого. Долгая цепочка веков венчается нынешним торжеством – ниспосланием Духа Святого, и это есть плод самоотверженного подвига Господа нашего Иисуса Христа.
Святая Троица на протяжении разных периодов спасения людей действовала по-разному. Сначала Бог Отец избрал грубый народ иудейский, вывел из Египта и даровал ему закон, чтобы таким образом, через прообразы, знамения и пророчества подготовить человечество к почитанию единого Бога, научить людей исполнять основополагающие заповеди и не делать зла ближнему.
Затем на землю пришел Сын Божий, чтобы заключить с человечеством Новый Завет, дать углубленные заповеди и призвать Своих последователей к совершенству. Пострадав на Кресте ради искупления наших беззаконий и воскреснув в третий день по Писаниям, Он взошел на небеса и посадил прославленное Им естество человеческое одесную Бога и Отца, а затем уступил место иному Делателю – Святому Утешителю Духу.
Отныне, со дня святой Пятидесятницы, Третья ипостась Святой Троицы ведет каждого из нас к совершенству. Наступило, наконец, то обетованное время, предсказанное пророками, когда Бог будет пребывать не где-то далеко, на небе, а в душе, благодатно действуя в каждом сердце.
Когда в результате грехопадения люди оказались на земле, им предстояло самостоятельно найти Бога и вернуть утраченное единство. Но они начали строить Вавилонскую башню, рассеялись по лицу всея земли и разделились, утратив за свою гордость возможность говорить на одном языке и понимать друг друга. И вот в день Пятидесятницы Дух Господа сходит на последователей Христа в виде огненных языков в знак того, что спасение предназначено всем народам. Поэтому Апостолы говорят на различных языках человеческих, чтобы всех научить одному языку духа – языку единства, любви, благодати, света и истины.
Пятидесятница иудейская была празднованием дарования закона. А мы помним, что тогда люди умоляли Моисея, чтобы Бог не говорил к ним, потому что они, видя трясение горы, огонь и дым, боялись умереть. Бог снизошел к их немощи и написал заповеди Своим перстом на камне, который символизировал их окамененные сердца, земные и далекие от духовного. Для того и потребовалось многовековое домостроительство нашего спасения, чтобы размягчить это каменное сердце и дебелое сознание.
И теперь в нашу, христианскую, Пятидесятницу Бог говорит уже не с камнем, но с живой совестью, возделанной словом Христа и орошенной Его животворящей любовью. Бог ниспосылает не устрашающий и опаляющий скалы огонь естественный, но огнь духовный, благодатный, который попаляет грехи, но освящает и согревает наши сердца, просвещая помышления. Это тот самый огонь, который так мечтал видеть разгоревшимся на земле Господь наш Иисус Христос.
У каждого теперь есть возможность быть с Богом, право пойти в храм и приобщиться святым Таинствам, каждому дан дар без меры черпать эту воду бессмертия благодати Божией, скачущей в жизнь вечную. Но очень контрастно то, что мы, имея все возможности, не достигаем цели, потому что наша внутренняя вместимость ограничена из-за несовершенства и собственных грехов. Мы не вмещаем этой благодати, этих великих даров, умирая от жажды у источника живительных вод.
И поэтому мы в первый раз после Страстной седмицы коленопреклоненно молились сегодня, чтобы Господь простил нам наши прегрешения, чтобы Он исправил наши изъяны и недостатки. Ведь для того, чтобы благодать Божия наполнила наши сердца, как избранные сосуды Христа, мы должны покаяться, преобразиться светом Евангелия и стать носителями Его святой воли. Для того мы поминали в этих молитвах и наших усопших, как и вчера в Родительскую субботу, прося, чтобы Господь, призывающий всякого человека к совершенству и дарующий полноту бытия, исправил и их недостатки, изъяны и грехи, чтобы вся Церковь, живых и усопших, соединилась воедино в Духе Святом, стала частью триипостасного Бога любви.
Да будут все едино! Пусть этот зов Спасителя нашего Иисуса Христа воплотится в жизни и сердце каждого христианина и всей Церкви Божией. Напоминание об этом идеале – лежащая в центре на аналое икона Святой Троицы. Это действительно образ, образец любви и духовного единства для каждого из нас. И храм Божий – это образ человека, любящего своего Создателя. А сердце человека, любящего Бога, есть образ храма вечного, Небесного Царства Христова, той обители, которую еще на земле устраивает Пресвятая Троица в познавших настоящую любовь.
Пусть полнота благодати сделает цельными и совершенными сосуды наших душ, чтобы и нам вместе с Апостолами и всеми святыми стать носителями и проповедниками жизни вечной во Христе Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами! Аминь.