Спасибо, дорогие отцы, братья и сестры, что пришли сегодня помолиться в день святителя Леонтия, на мой день Ангела в монашестве, который я праздную в этом году уже в двадцатый раз. Святой Леонтий Ростовский – это великий русский святитель XI века, первый священномученик. Отцы знают, что в служебнике, который составлялся в XVI веке, на Проскомидии после греческих святителей частицы вынимаются только за епископов Леонтия Ростовского и Никиту Новгородского. Пока не появились святители Московские, эти архиереи имели тогда всеобщее почитание на Руси.

И действительно, это великий святой, помогающий тем, кто к нему обращается в молитве. Из любви к пастве он посвятил свою жизнь бесстрашной проповеди Евангелия среди язычников, привлек в Ростове Великом сначала детей и через них многих взрослых, а затем и всех жителей обратил в православную веру. Он был человеком искусным в слове, знал книги русские и греческие и с любовью наставлял священство и церковнослужителей. Когда в 1164 году, почти через сто лет после кончины, обрели его мощи, они оказались совершенно нетленными, даже облачения не были сколько-нибудь повреждены, а в руке у него был свиток. Там были написаны имена рукоположенных им дьяконов и священников, что говорит о его любви к ним и своему служению.

Сегодня Отдание Вознесения Господня. Православные христиане находятся ныне на пути восхождения горé, на взлете от земных к небесным, имея радость воскресения Христа, обладая всеми плодами Его спасительного делания и ожидая «иного Утешителя», иного делателя – Духа Святого. В день Пятидесятницы Христос пошлет нам Бога Духа Святого, Который возвысит нашу человеческую природу, спасенную во Христе, до божественного состояния и исполнит каждого из нас Своими особыми дарами.

И слова, которые мы слышали сегодня в Евангелии, как раз свидетельствуют о том, что мы призваны стать богами по благодати. Господь говорит о единстве, о любви и о славе. О единстве, потому что мы должны соединиться со Христом так, как Он одно со Отцом и Духом. О любви, потому что она познается в единстве и о нем свидетельствует, подобно тайне единения в любви Пресвятой Троицы. О славе, потому что Он дает ее Своим последователям, подобно Ему побеждающим мир. И это славное единство любви есть то, что приобщает нас к полноте бытия в Боге.

Но в то же самое время мир идет в обратном направлении, спускается из горнего Иерусалима в безводный Иерихон. Поставляя себе земные цели, он от христианской эпохи постепенно скатывается сначала в гуманизм, когда, забывая о Боге, он поставляет на пьедестал человека, обожает его в земном несовершенном состоянии. Далее люди начинают превозносить человеческий прогресс, говорят, что скоро откроют все тайны бытия и в своем творчестве сравняются с Творцом.

Опять звучит тот шепот дьявола в раю, подстрекавший прародителей преждевременно и воровским путем стать «как боги». Опять люди строят Вавилонскую башню, не понимая в своей гордости, как сильно они заблуждаются, забывая о своем ничтожестве без Бога. В какой-то момент вера в научно-технический прогресс даже дерзновенно противопоставляла себя вере в Бога, но потом сбавила обороты перед неподдающейся бесконечностью.

Однако затем приходит эпоха постхристианства и трансгуманизма, эпоха перехода от человека к какому-то сверхчеловеку с безграничными возможностями, которых он будет достигать не в общении с Творцом, а благодаря информационным технологиям, искусственному интеллекту и генной инженерии. Это постчеловечество в своем развитии должно перешагнуть через привычные моральные нормы и принципы, а роботы будут уравнены в правах с людьми.

Трансгуманизм – это вторжение безличного и неуправляемого прогресса в святое святых, в личность человека, образ Бога, призванный стать Его подобием. И адепты этого учения вместо того, чтобы достигать нравственного идеала человека и становиться богами по благодати, сами стали бездушными роботами, видящими только практические внешние цели – достижение богатства, власти над людьми и славы безответственного творчества. Раздавая права всем этим фантасмагориям, они лишают человека его человечества, его истинных прав.

И сегодня эти фантасты и футурологи перешли в наступление, использовав непонятно откуда взявшийся вирус искусственного происхождения, чтобы отработать новую модель цифрового и контролируемого общества. Очевидно, что опасность его преувеличивают во всем мире, нагоняя страх и делая общество более покладистым. Под предлогом заботы о безопасности людей разобщают, учатся их контролировать и ограничивать, препарируют их личные особенности и предпочтения, собирают информацию в неконтролируемые банки данных. Таким образом, человек становится объектом для смелых экспериментов с непредсказуемыми последствиями.

Мы должны помнить, что прежде, чем сделаться богами, надо стать людьми, не потерять своего человеческого достоинства, своей духовной свободы во Христе. Есть только один путь к обожению, который лежит через нравственное и духовное совершенствование, а путь мира приводит к расчеловечиванию, к революции в смысле отката назад, эволюции со знаком минус. Чтобы не поддаваться страхованиям, мы должны быть сплоченными друг с другом и цельными в любви, и это поможет неопределившимся найти истинный путь к благу.

Евангелие дня начинается со слов Христа: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17, 18-19). Поэтому нет у нас вариантов: быть в мире или покинуть этот корабль, скатывающийся в бездну. Христос послал нас в мир, чтобы мы в нем спасались и с Божией помощью спасали других.

Или как мы сегодня слышали в Апостольском чтении о святом Павле, которого везли в Рим на суд императора. Их корабль попал в бурю, хотя перед этим Апостол предупреждал, что нельзя пускаться в плавание, можно потерять не только корабль, но души всех плывущих. Однако этот мир не слушает угодников Божиих, самоуверенно устремляясь в опасность. И вот, в какой-то момент, когда видна была уже земля, а корабль сел на мель, команда хотела бросить судно и тайно бежать на лодке. Тогда Апостол сказал воинам, если те сбегут, то они не смогут спастись.

Вот так и христиане – те угодники Божии, благодаря которым еще существует лежащий во зле мир. Если они сбегут, то и мир погибнет. Поэтому мы не будем бояться ничего, Христос с нами. Будем верны Евангелию, истине, которую во всей полноте много веков хранила в себе святая Церковь, будем дорожить данной нам во Христе свободой. Пусть нас не прельщают и не пугают никакие новые учения, никакие фантазии и вавилонские башни. Да укрепит нас Христос в следовании путем восхождения от нравственного к духовному совершенству водительством Духа. Аминь.

Произнесена 5 июня 2020 г. в день памяти свт. Леонтия Ростовского на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.