«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами» – говорится в тропаре сегодняшнего дня. Ныне Церковь празднует Преполовение периода Пятидесятницы, достижение середины пятидесятидневного срока от Пасхи до Святой Троицы. Этот период аналогичен иудейской Пятидесятнице – ровно столько дней отделяло Песах – исход из Египта – от получения скрижалей Завета на горе Синай. У них это путь от египетского рабства к ветхозаветному закону, у нас – от победы Христа над смертью до рождения Церкви и личного усвоения этой победы в Духе Святом.
Евангелие праздника повествует о том, что Христос учит в Храме народ, а фарисеи удивляются, как Он может знать все, не учившись. Ревностно охраняя свое положение народных учителей, они ставят под сомнение истинность слов Господа, от Бога ли Его учение? Господь говорит им, что в этом может убедиться только тот, кто искренно хочет творить волю Божию, а не тот, кто лукаво ищет своей выгоды. Слова Христа истинны, потому что Он ищет не своей славы, но славы Пославшего Его Бога. Действительно, правда только в Боге, Который есть Сама Истина, а человек по большей части своекорыстен и лжив.
И слава человеческая суетна и переменчива. В Апостоле мы слышали сегодня о том, как святой Павел исцелил в Листре хромого от рождения человека и как весь город в восторге стал называть апостолов Павла и Варнаву богами, сошедшими с неба. Жрец Зевса приготовился уже заклать быка, чтобы принести им языческие жертвы, и апостолы едва смогли удержать их от этого безумия. Но вот те же самые люди, которые обоготворяли апостолов, воздавая им высшую из возможных славу, буквально через несколько часов, когда пришли клеветники из иудеев, побили апостолов камнями и выбросили из города.
И здесь же, в нынешнем Евангелии, когда Христос обличает иудеев в лукавстве и в том, что, прикрываясь именем Моисея, они нарушают закон, ища смерти Праведника, они делают удивленный и оскорбленный вид: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» (Ин. 7, 20). И тут же мы слышим, что появляются некоторые, которые говорят: «Не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему» (Ин. 7, 25-26).
От этой человеческой своекорыстности, лживости и переменчивости и пришел избавить нас Господь Иисус Христос. Прославив Отца крестной жертвой любви, Он послал на Своих последователей в день Пятидесятницы Духа истины, Который с тех пор наставляет нас на всякую истину (Ср. Ин. 16, 13). И не случайно сегодня, на полпути к схождению Духа, мы освящаем воду. Вода – это символ благодати Божией.
В Евангелии немного далее по тексту говорится: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него»(Ин. 7, 37-39).
Вода, основа жизни, символизирует благодать Святого Духа, которая исполняет наше человеческое естество, ограниченное, но жаждущее истины и наполнения от Бога. Дух Божий может восполнить все недостатки и изъяны нашей природы, сообщая нам различные дары и свойства Божества. Он станет неиссякаемым источником благодати в нашем сердце, если мы взыщем этого, если отвергнем гнилые и смертоносные воды греха.
Телесные потребности, хоть и сопровождают нас на протяжении всей земной жизни, легко удовлетворяются немногим веществом. Но душевная жажда имеет свойство расти по мере ее удовлетворения. От чего человек получает удовольствие, к тому он и стремится. Это может быть жажда власти, славы, денег и удовольствий, и чем больше кто этого приобретает, тем больше жаждет.
Но путь удовлетворения страстей приводит в тупик и западню, потому что упирается рано или поздно в конец земной жизни. Тогда исчезает возможность питать страсти, но не их требования, становящиеся пыткой и кошмаром для того, кто поработил им себя. А жажда общения с Богом, потребность в любви и служении сопряжены с радостью и блаженством и переходят в вечность, поскольку имеют духовный характер.
И вот в середине Пятидесятницы мы уже предвкушаем, ожидаем пришествие Святого Духа и молим Господа, чтобы Он даровал нам чистоту, ревность в благочестии и прочие условия принятия благодати. Первое же из них – та самая духовная нищета и жажда, которая не дает человеку засыпать и останавливаться, но побуждает его устремляться к Богу, просить этого духовного восполнения, делающего нас, грешных и ограниченных, богами по благодати, сонаследниками вечных благ во Христе Иисусе. Аминь.