О рабстве греху и свободе духа

Христос Воскресе!

«Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть» – говорит Златоуст в слове на Пасху. В пасхальные дни мы прославляем Господа, освободившего нас от всякой боязни славным Своим воскресением. Ныне празднуется Преполовение Пятидесятницы, середина пути от Пасхи до Сошествия Святого Духа. И если для иудеев Пасха и Пятидесятница были переходом от египетского рабства к рабству закону, данному на Синае, то для христиан это шествие от победы над смертью к обретению личной свободы в Духе Святом.

Во время ограничений, связанных с распространением нового вируса, мы особенно начинаем ценить свободу перемещения, возможность не только отдохнуть, но даже поработать. А еще важнее для нас иметь свободу частной жизни, личное пространство, в которое никто не должен вторгаться. Нас пугает тотальный контроль, всевидящие камеры, необходимость доказывать непонятно кому, все про нас знающему, свои нужды с вероятностью получить отказ.

С одной стороны, хорошо, когда власть получает эффективный механизм борьбы с беззаконием. Ведь чиновник – Божий слуга, карающий злое и поощряющий доброе. Разве плохо, когда законы исполняются не только за совесть, но и за страх, налоги выплачиваются, преступники ловятся?! А с другой, боязно отдавать оценку своих действий и намерений мирским управленцам, бездушным машинам и искусственному интеллекту. Тем более страшно, если эта информация, это знание-сила попадет в руки людей злонамеренных, грабителей или фашистов, присваивающих себе право судить, кому жить в этом мире, кому быть прислугой, а кого надо убить, чтобы освободить планету для избранных?!

Но Христос освободил нас и от этого страха. Положим, христианина за веру сажают в тюрьму, всячески ограничивают, пришивают индивидуальный номер на грудь и на спину и круглосуточно за ним наблюдают. Теряет он дарованную Христом духовную свободу? Нет, напротив, в стесненных обстоятельствах освобождается от пут житейской суеты и душой устремляется к Богу. Ведь Господь пришел не для того, чтобы освободить подневольных от рабства господам. Он даровал Своим последователям, рабам и господам, свободу духа в следовании любви и добру.

В сегодняшнем Евангелии Христос беседует с иудеями и говорит, что если они пребудут в Его учении, то познают истину, и истина сделает их свободными. Он говорит им о духовной свободе, но они не понимают Его, как не понимал Никодим, что такое рождение от духа. Они не видят своей беспомощности в духовном плане, обусловленности своих поступков, порабощенности страстям и начинают доказывать, что свободны и никогда не были рабами.

На самом деле, были и многократно: 400 лет в Египте, 70 в Вавилоне, часто уводились в плен к языческим народам Палестины. Но Господь не спорит с ними, а пытается достучаться до их сознания. Тогда, буквально на пальцах, Он объясняет им, что тот, кто совершает грех, является рабом греха. А раб, в отличие от сына, пребывает в дому лишь временно, и только сын получит дом в наследство. Они снова не понимают, называя себя сынами Божьими на основании плотского родства с Авраамом, как будто происхождение гарантирует спасение. Тогда Господь говорит им о том, что сын должен быть похож на отца и исполнять его волю. И если они не исполняют воли Отца Небесного, если замышляют беззаконие, то отец их не Бог, а тот, чью волю они исполняют – дьявол.

А мы, христиане, дети нашего Отца Бога, если соблюдаем Его заповеди и стараемся походить на Христа. У нас есть внутренняя свобода избрания добра, и возможность этого выбора намного ценнее и важнее свободы внешней. Потому что самый страшный враг человека – это грех, служение которому гибельно и разрушительно. Вследствие рабства страстям воля оказывается связана грехом и расслаблена, ум, притупленный из-за использования не по назначению, слепнет и заблуждается. Сердце разрывается между разными желаниями, но не может вместить главного, чтобы обрести любовь Божию, а с нею радость и покой. В духе человек получает способность распоряжаться собой, обретает свободу осознанно идти к достойной цели, хотя и подчиняется ограничениям, связанным с ее достижением.

Поэтому будем дорожить своей православной верой и стоять «в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1). А Господь силен избавить нас и от несвободы внешней. Вы спросите как? Не знаю, Господь знает. Так же, как в сегодняшнем Апостоле Он через ангела освободил из темницы Петра. Хотя Ирод принял все меры, чтобы тот не убежал, приставив к нему для охраны шестнадцать воинов, однако ангел Господень усыпил стражей и извел Петра на свободу через все железные ворота и засовы. Так и мы верим, что, если останемся верны и пребудем в данной нам во Христе свободе, то Господь избавит нас от всех страхов, а если надо, то и от несвободы внешней. Аминь.

Произнесена 16 мая 2020 г. в субботу 4-й седмицы по Пасхе на Литургии в храме св. мц. Татианы.