Сегодня мы собрались почтить память одного из покровителей нашего храма, в честь которого устроен правый придел, святого благоверного князя Александра Невского. Это один из любимых святых русского народа, настоящий образец доблести и мудрости, преданный Богу и своему народу князь, мудрый правитель, славный полководец, искусный дипломат, человек, который всю свою жизнь положил на алтарь служения Отечеству.
Наверное, это самый любимый на Руси благоверный правитель, вместе со святым равноапостольным князем Владимиром Ясное Солнышко, которому в нашем соборе посвящен другой придел.
Святой Александр Невский имел благородное происхождение, выдающийся ум, незаурядное мужество, горячую любовь к Родине и прочие таланты, которые он преумножил своей искренней верой в Бога. Говорят, что он был очень благочестив и за всю жизнь не пропустил ни одной праздничной службы. Свои успехи и блестящие победы он относил к Божией милости и заступничеству. Когда шведский воевода Бюргер вошел в Неву со множеством кораблей и гордо хвалился: «Если можешь, сопротивляйся, я уже здесь и пленяю твою землю», – тогда святой князь первым делом прибег к молитве. После долгой молитвы в храме он сказал окружавшим его: «Не в силе Бог, а в правде. Одни на колесницах, другие на конях, а мы имя Бога нашего призовем». И одержал яркую победу, сокрушив врагов, трупы которых во множестве были найдены на другом берегу реки Ижоры, куда не могли попасть воины Александра.
Позднее на льду Чудского озера он разбил крестоносцев, которые мнили нести на Русь миссию христианства, на самом же деле приходили с захватническими целями, враждуя на православие. Сокрушив врагов с Запада, пытавшихся воспользоваться ослаблением Руси во время татарского нашествия, святой князь переключился на переговоры с Востоком. Вместе со своим отцом Ярославом они поехали в Золотую Орду, где заключили союз с Батыем. После смерти отца Александр подружился с принявшим христианство сыном Батыя Сартаком и своей поддержкой помог Батыю взять верховную власть в дальней Монголии.
В другой раз ему пришлось ехать в Орду, чтобы предотвратить последствия восстания русских против татар во главе с его братом Андреем. Эта новая дипломатическая победа сохранила Русь и сделала князя единоличным правителем всех княжеств. После смерти Батыя и отравления Сартака св. Александр ездил к новому хану Берке, в результате чего снова был заключен мир, а в Золотой Орде открылась православная епархия. Через несколько лет новое восстание снова поставило Русь под удар, но последняя поездка князя была настолько удачна, что вместо мести хан Золотой Орды под предлогом неподчинения русских отказался посылать дань ставке в Монголии и провозгласил независимость своего государства. Эти земли, включившие почти все завоевания Чингисхана, стали заслоном Руси с Востока и вошли затем вместе с населявшими их народами в великую Российскую державу.
Откуда он брал силы и мудрость для столь великих свершений, которыми и поныне гордится наш народ? Несомненно, он черпал их в православной вере, в любви к Богу и людям, в благодати Христовой, многократно умножившей его природные таланты и дарования.
Сегодня мы слышали притчу о десяти минах, где некий господин, отправляясь в дальнюю страну для получения царства, раздает десять мин, десять мер серебра, своим слугам, тем, кто желал его воцарения. Были и те, кто прямо говорили этому господину, что не хотят видеть его царем, и им он ничего не оставил.
Господин этот – Господь наш Иисус Христос, Который, придя на землю, дал уверовавшим в Него истинное сокровище, благодать Крещения, причем всем в равной мере. Этот талант веры необходимо развить и приумножить, чтобы благодатное семя пустило в сердце корни, стало великим деревом, заполнив собой всю душу. После сеяния правды Господь вознесся на Небо, чтобы снова вернуться в славе Царствия Своего и спросить с каждого: кто как распорядился этим даром.
И вот по возвращении господина один слуга говорит ему: «На твою мину я приобрел другие десять мин». В ответ он слышит одобрение: «Хорошо! За то, что ты оказался верным в малом, будешь править десятью городами». А заработавшему пять других мин дал в управление пять городов. Но один из слуг, получивших мину, вернул ее без прибытка и начал оправдываться: «Ты не такой, как я, не следуешь правилу «ты мне, я – тебе», а забираешь то, над чем не трудился. И потому я спрятал мину в платок, испугавшись, что ты заберешь все приобретенные на нее мины».
Действительно, дары, получаемые человеком от Бога, не являются его личным приобретением, они предназначены для раздачи другим, как бы общие. Делясь, человек не теряет, но возрастает в любви и приумножает в себе дарования. Отдавая малое свое, он приобретает все Божие достояние и делает его своим по дару. А этот человек подумал, что понятней для него малое, но свое. Он предпочел иметь в личном пользовании эти медяки человеческих сил и талантов, чем умножать куплей серебро благодати Божией, которое нельзя пощупать и удержать.
И чем это закончилось? Господин взял у него неиспользованную мину и отдал тем, кто правильно распорядился своей частью. Потому что «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лк. 19, 26). То, чем мы обладаем в этой жизни по милости Божией: таланты, способности, здоровье, время – все это не наше. Это дано нам временно, чтобы мы приобрели на это любовь и вечность, купили билет в Царствие Небесное. Если мы это не сделаем, то и кажущееся нашим будет взято от нас.
И вот это приобретение на данные от Бога дары великих духовных сокровищ жизни вечной и есть путь, которым шел благоверный князь Александр Невский и все святые угодники Божии, молитвами которых да поможет нам Господь приумножить полученные от Него таланты. Аминь.