Сия есть Селение Небесное

«Христос рождается, славите, Христос на небесе, срящите», т.е. встречайте. Неслучайно мы слышим это песнопение на Введение Пресвятой Богородицы во Храм, потому что сей праздник подготавливает нас к Рождеству Христову, к встрече с Господом, для чего мы и очищаем свои сердца молитвой и постом.

Ведь чтобы великий Бог и малый человек соединились и составили одно целое, необходимо обоюдное, встречное смирение. И Господь прежде смирился, стал человеком, истощив Себя ради нашего спасения. Христос пострадал даже до смерти, когда мы были еще Его врагами, чтобы примирить нас с Богом Отцом, и теперь очередь за нами.

И конечно, для соединения с Богом нужно изгнать из себя все лишнее, всякое пристрастие, ибо страсти есть идолы, чтобы всем сердцем полюбить Господа. Это и есть чистота сердца, позволяющая духовно видеть Бога. Смирение и чистота свойственны детям, и именно поэтому святая Церковь поставляет сегодня перед нами ребенка, чистую Богоотроковицу. Все мы должны уподобиться детям, смириться и очиститься. «Если не обратитесь и не будете как дети, – говорит Господь, – не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Взрослые часто пытаются решать проблемы своими силами. Имея какие-то средства и возможности, они начинают на них надеяться, забывая о том, что человек ограничен и без помощи Божией почти ни на что не способен. Часто наши усилия, старания только мешают, и особенно это касается духовной жизни. Ведь чтобы воспринять Божие, нужно сначала оставить свое, чтобы восходить на небо, надо прежде отцепиться от земли.

В чем заключается сила детей, хотя они немощны и неразумны? В том, что они верят в своих родителей и надеются на их помощь. Хотя дети порой и пытаются что-то изобразить, но никогда не забывают, что их надежная защита и решение всех проблем – это мама и папа. И в конечном итоге они имеют все, ни в чем не нуждаются, потому что стоит им только позвать на помощь родителей, они тут же восполнят все их недостатки и разрешат недоумения.

Так и мы должны уповать на Господа, помня о своей ограниченности, немощи, о том, что без Бога мы ничего не можем сделать, особенно в деле спасения. Поэтому, взирая на то, как трехлетний ребенок, Пресвятая Богородица, чудесным образом восходит по большим ступеням в Храм Божий, мы получаем урок и назидание, что и наше духовное восхождение состоит в преодолении различных препятствий и преград.

Одна из таких преград – родственные отношения, которые часто мешают в духовном. Господь говорит: «Кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Действительно, родственные узы, точнее неправильная любовь к родным, часто удаляют нас от Бога, а значит и от самих родственников. Если мы приблизимся к Богу, перешагнув те препятствия, которые нам подчас создают домашние, мы и к своим присным станем ближе. Праздник Введения учит тому, как преодолеть эту большую ступень. Мы видим, что Иоаким и Анна отдали свою дочь на служение Богу, возвысившись над естественными родительскими чувствами, и как Сама Богоотроковица оставляет родителей, чтобы беспрепятственно посвятить Себя служению.

И таких больших и малых ступеней в жизни много: наши пристрастия, какие-то страхи и немощи. Чтобы преодолеть свою ограниченность и соединиться с неограниченным Богом, мы должны постепенно с Его помощью преодолевать эти препятствия, духовно подниматься над ними. Тогда в Духе Святом, везде сущем и все исполняющем, мы обретем подлинную духовную свободу и жизнь вечную.

Сегодня мы воспеваем Матерь Божию, созерцая Ее красоту и совершенство, преклоняясь перед Ее смирением и чистотой. Иногда люди нецерковные говорят: «Почему у вас так часто упоминается Пресвятая Богородица, в каждой молитве, в каждом песнопении?» Но ведь Пресвятая Дева – храм Божества. В Ветхом Завете вся жизнь иудейская вращалась вокруг ветхозаветного Храма. Иудеи, рассеянные по всему миру, регулярно приносили жертвы не в каких-то своих молитвенных домах, а только в единственном иерусалимском Храме.

Но то была лишь тень, прообраз настоящего святилища, селения Бога Слова, Матери Божией, Которая и есть вместилище Божества, одушевленный, более совершенный храм, пришедший на смену ветхозаветному. И праздник Введения как раз и указывает на это пришествие подлинного, благодатного в мир теней и прообразов. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи… Сия есть селение Небесное».

Итак, воспевая Пречистую Деву, чудесно воспаряющую над великими ступенями во Святая Святых на служение, и сами будем стараться восходить, пусть и малыми шагами, к Богу путем совершенства, преодолевая земные препятствия и призывая на помощь Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, Ея же молитвами да просветит и укрепит нас в этом Господь. Аминь.

Произнесена 4 декабря 2019 г. на Литургии праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Казанском соборе г. Сызрань.