Этот небольшой, но уютный храм имеет для города особое значение, потому что расположен при больнице, находится там, где боль и страдание. Болезни – это вестники и глашатаи смерти, они напоминают, что она непременно придет. Тем самым страдание выводит человека из привычной колеи, из бытовой круговерти, заставляя задуматься о смысле жизни. Земная храмина начинает разрушаться, а вместе с ней рассеиваются и иллюзии о бесконечной жизни на земле.
Сердце восстает против самой мысли, что душа может навсегда умереть, это совершенно противоестественно и невероятно. Но в тот момент, когда ум тщетно пытается найти какое-то объяснение этому парадоксу, появляется другой вестник и глашатай – храм Божий. Воскресение Христово все расставляет по своим местам: приближайся к Богу и будешь иметь жизнь, люби Христа и наследуешь блаженство в Небесных обителях, где нет ни боли, ни смерти, ни страданий, но жизнь бесконечная.
А посвящен сей чудный храм-свидетель святому великомученику Пантелеимону – сильному воину и милостивому целителю, тому, кто «во всем лев» и в то же время «всех милует». И как испросил он, еще будучи молодым юношей-врачом, у Бога знамения для веры, чтобы змея умерла, а ужаленный ею младенец ожил, так и доныне он расторгает силой духа зло и спасает малых мира сего, верующих во Христа. Совершая чудеса и исцеляя наши немощи и болезни, он помогает каждому, прежде всего, встать на путь веры.
Всякий мученик – это свидетель, ведь именно так точно переводится греческое слово «μάρτυς». А великомученик (μεγαλομάρτυς) – это великий свидетель. Нет большего свидетельства об истине, чем отданная за нее жизнь, а великомученики имели как бы несколько жизней. Их резали на части, сжигали, терзали, подвергали многим смертям, но Господь подавал исцеление, и они снова отдавали свою жизнь за Христа во свидетельство того, что Он больше временной жизни.
Нет ничего под солнцем, что было бы сильнее смерти, всех и все на земле побеждает тление, но только не победителя смерти Христа. Его силой и болезнь, и страдание, и старость, и сама смерть становятся свидетелями ложности ставок на временное и путеводителями к спасающей вере. А без этих подсказок вера в нас часто немощна и едва дышит.
Сегодня мы слышали в Евангелии об исцелении бесноватого отрока по вере его отца, и вера эта является плодом долгих страданий. Когда Господь сошел с горы Фавор, Он увидел, что народ волнуется, книжники с фарисеями что-то оживленно обсуждают. К Нему подошел отец бесноватого отрока и пожаловался, что сын его болен с детства, дух беснования мучит его, желая погубить, а апостолы ничем не смогли ему помочь. Господь говорит: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами и буду терпеть вас?» (Лк. 9, 41).
Почему Он так говорит? Потому что этот человек испробовал все средства на земле, чтобы исцелить своего сына, и ничего не помогло. В конце он обращается к Церкви в лице апостолов, но не получает исцеления, потому что просил без веры. И только в последнюю очередь просит Бога, но делает это не с покаянием и глубокой верой, но с долей скепсиса: «Если что можешь, помоги нам». В этих словах слышится не выстраданная вера, а какое-то сомнение, усталость и разочарование.
А Господь говорит в ответ: «Я все могу, а ты можешь сколько-нибудь верить? Если есть в тебе вера, то чудо произойдет, а если нет, то виноват в страданиях сына будешь ты сам, потому что не открыл своего сердца для дара Божия». Эти слова Спасителя отрезвляют несчастного отца, подают надежду, и он тут же от сердца восклицает: «Верую, Господи, помоги моему неверию».
Итак, там, где не помогли никакие человеческие средства, где даже Апостолы не смогли помочь, ослабев в несомненном уповании на силу Божию в окружении враждебной толпы, там и малая крупица живой веры с сердечным обращением ко Господу творит чудо. Веруем, Господи! Помоги нашему неверию! И когда это чудо происходит, когда больной обретает здравие молитвами святых угодников, это всех окружающих укрепляет в вере, свидетельствуя о силе Божией.
Вот это служение при больнице, где люди страдают, открываясь для слова Божия, очень полезно и целительно не только для тех, кто ухаживает за больными, их близких, родственников, просто добрых христиан, но и для души самого священника. Общение с больным человеком назидает, учит терпению и любви, напоминая о том, что все мы не вечны, немощны, что упование наше в Боге, сильном во святых Своих. Что только Господь наш Иисус Христос, истинный Врач души и телес, способен спасти нас от страданий и смерти и исполнить вечной жизни, секрет которой заключается в стяжании любви. Аминь.