Мы сегодня собрались здесь, чтобы соединиться в молитве ко Господу, причаститься Святых Христовых Таин и приобщиться благодати Божией. И этот светлый храм, и собравшиеся добрые люди, и торжественная архиерейская служба являются прообразом вечных обителей Царствия Небесного, где только блаженство и радость, свет, гармония, и всякие блага, которые даже невозможно себе представить, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Всякий человек стремится к благу, потому что в нас заложено искание совершенства и полноты бытия. Но люди понимают свое благо по-разному. Многие сводят его к материальному благополучию, комфорту и достатку. Если блага земли распределить поровну, все будут счастливы. Это примитивное и утопическое понимание не учитывает испорченной грехом природы человека, его безумных страстей. Кому-то для счастья надо господствовать над другими, кому-то плохо, когда другому хорошо, и хорошо, когда другому плохо. Сделать человека счастливым можно только исцелив его природу, исправив внутреннее отношение к жизни и другим людям. И достижимо это только на пути возвращения к Богу и соблюдения данных Им заповедей, законов бытия, заложенных Творцом.

Человеческое благовестие говорит: «Если у одного много, а у другого мало – это несправедливо. Давайте сделаем на земле справедливое царство, где у всех все будет поровну. И для достижения такой великой цели все средства хороши». И если адепты этого учения ни во что не вменяют и первой заповеди о почитании единого Бога, то что ждать от них исполнения требований нравственности: не убей, не укради, не прелюбодействуй? «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 23).

«Евангелие, которое я благовествовал, – говорит нам сегодня апостол Павел, – не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11-12). Что говорит благовестие Божие? Блаженны нищие духом, т.е. понимающие свою нищету и несовершенство без Бога, именно им принадлежит Царство Небесное. Блаженны алчущие и жаждущие правды, а не сами себя оправдывающие, блаженны живущие духом, а не плотью, ибо в Боге они обретут все. Евангелие учит любить, миловать, давать просящему, не взыскивать долгов, не отвечать злом на зло.

Почему христианин имеет в себе силу так поступать? Потому что жизнь и счастье человека не от имения его, а Христос дал Своим последователям внутреннее неистощимое богатство, любовь, радость, мир и великодушие. Наше упование и наша сила в Боге, а не на земле, и потому мы не деремся с людьми мира за земные блага и можем позволить себе роскошь раздавать без счета. Господь дает нам все и даже малое человеческое умножает, как чудесно умножил пять хлебов и две рыбы, так что по насыщении пяти тысяч человек собрали двенадцать коробов оставшихся кусков.

Человеческое благовестие социалистов призывало отнять у имеющих избыток и отдать неимущим, а в результате богатство огромной страны помножили на ноль. Что было в России сто лет назад, в 1919-м году? Была гражданская война, последовавшая за революцией, когда брат убивал брата и отец – сына ради эфемерной земной справедливости. Люди решили, что нужно все поделить поровну: у богатого отнять в пользу бедного, а если тот не отдает, отправить его в тюрьму, в ссылку, убить. И когда люди переступили через заповедь Божию и нравственные ограничители, тогда зло высвободилось и покатилось по нашей земле, подминая и раздавливая искавших земной справедливости. Недавно мы служили панихиду по жертвам политических репрессий. Около тысячи расстрелянных в Сызрани, братские могилы в селе Печерское и в других местах. Вот плоды Октября, в честь которого назван город, вот результаты человеческого понимания справедливости без оглядки на Бога.

Сегодня мы слышали Евангельскую притчу о богатом и Лазаре. Суть ее вы знаете. Вкратце: один был очень богат и роскошествовал, а другой был очень беден, болен и страдал. И вот оба они имели один конец – умерли, и смерть восстановила справедливость. Богатый попал в место мучения, а бедный Лазарь оказался в раю, на лоне праотца Авраама. И вот мучимый богач, увидев вдалеке Лазаря, которому при жизни крошки хлеба не подал, говорит: «Отче Аврааме, пошли этого Лазаря, чтобы он хотя водой на кончике пальца остудил мой горящий в огне язык». А Авраам отвечает с любовью: «Чадо, все справедливо. Ты в своей жизни получил благое, а теперь страдаешь, а он всю жизнь терпел страдания и ныне утешается. Помимо же того, между нами и вами пролегла бездна, так что ни мы к вам, ни вы к нам перейти не можете».

Эта глубочайшая, пронзительная притча указывает нам на что-то очень важное в нашей жизни, она все расставляет по своим местам. Что есть справедливость и что есть равенство, может ли быть равенство на этой земле? Люди совершенно разные рождаются: кто-то красив, кто-то нет, у кого-то достаточно ума, у кого-то недостаточно, таланты и способности у всех разные, как и начальные условия быта, материальное обеспечение, образование и прочее. Но нужно ли уравнивать всех людей?

Что у нас общее и одинаковое для всех? Образ Божий, способность мыслить, чувствовать, свободно действовать по совести, обращаться к Богу. Каждый имеет непосредственный доступ к Господу: помолился, и Он тебя слышит. Есть разные таланты и дарования от Бога, которые нужно реализовывать для достижения целей. Высшая цель – жизнь вечная, спасение души, но есть и промежуточные цели. В зависимости от их реализации выстраивается иерархия, она есть на небе, есть и на земле. И соответственно поставленным целям люди живут по-разному, как бы идут в разных направлениях. Господь направляет всех ко спасению, хочет, чтобы все достигли блага, но не все это понимают, не все слушаются Его заповедей, так что по итогам жизни между теми и другими оказывается непроходимая бездна.

Не получив помощи, богач просит Авраама хотя бы послать Лазаря к его состоятельным братьям, чтобы они изменили свою жизнь и не попали в это место мучения. Но мудрый патриарх говорит: «Если они не внимали слову Писания, то не поверят и тогда, когда кто придет к ним с того света». Потому что это не заблуждение, а образ жизни. Либо человек живет духовно, руководствуется указаниями совести и слова Божия, либо ищет плотских радостей по принципу: «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем». И даже если воскреснет кто из мертвых, живущий по своей воле не поверит, потому что умом оправдывает свой лукавый выбор. Он будет называть чудо чародейством, правду – обманом ради прибыли, потому что очень далеко ушел уже по своему кривому пути.

Что было бы, если бы Лазарь при жизни восстал на богача и захотел отнять у него богатство? Наверное, ему хватило бы на жизнь, но тогда он попал бы в ад, потому что преступил заповедь Божию, сотворил насилие. Было бы ему от этого хорошо? А вот если бы богач по заповеди поделился бы своим богатством, не все отдал, а стал хотя бы кормить бедного или дал бы ему работу, то попал бы не в ад, а в Царствие Небесное за милосердие, за уподобление Богу. Дело не в количестве благ, а в правильном к ним отношении. А слепое человеческое вмешательство, преследуя благие цели, в конечном итоге, направляемое страстями, приводит на дно ада. И вся новейшая история нашей многострадальной страны это подтверждает.

Хочется пожелать, чтобы жители этого замечательного города Октябрьска искали не земной справедливости, не строили Царствие Божие в этом мире по своему усмотрению, а по указанию Евангелия искали его в своем сердце, созидали его на своем приходе, в своем городе. Чтобы многие люди, которые не пришли еще в храм, которые еще блуждают в этих фантомах прошлого и не знают, в чем благо для человека, чтобы и они, глядя на наше доброе житие во Христе, на то, как мы «избытычествуем хлебами» в доме Отца, как сказано в притче о блудном сыне, встали на праведный путь и спасли свои души. Аминь.

Произнесена 3 ноября 2019 г. в Неделю 20-ю по Пятидесятнице на Литургии в храме Вознесения Господня г. Октябрьск.