Дмитриевская родительская суббота

Сегодняшнее поминовение усопших исторически сложилось после Куликовского сражения, когда многие русские люди положили свои головы, защищая Отчизну от татарских орд.

У нашего народа, в котором сильное общинное начало было дополнено евангельским идеалом взаимной любви, хватило тогда духовной силы возвыситься над страхом смерти, над чувством самосохранения во имя любви и сразиться с врагом, который почти двести лет угнетал наш народ. Многие полегли тогда, но их жертва не была напрасной. Поистине, нет больше той любви, по слову Господню, если кто душу свою положит за други своя, он не лишится своей части в Царствии Небесном. Преподобный Сергий поминал сраженных в бою героев в самый день битвы, а затем поминовение павших было установлено в субботу, предшествующую дню памяти св. вмч. Димитрия Солунского – небесного покровителя св. князя Димитрия Донского.

Мы молимся и за всех вообще православных христиан, за своих усопших родителей, сродников и друзей, веря, что Господь по Своей милости простит все их вольные и невольные прегрешения. Это вечеря любви, когда живые по зову любящего сердца приходят в храм помолиться о близких и дорогих людях, чтобы помиловал их Господь, а усопшие молятся о здравии и спасении живых. Любовь познается в действии, не в чувстве, а в том, что мы делаем что-то ради любимых.

Мы просим за них у Бога, а если просим, то должны верить в исполнение просимого, ибо «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). Если мы верим, что Господь милостив, что грехи наши подобны щепотке песка перед пучиной Его милосердия, то мы не сомневаемся в том, что Он помилует тех, за кого молимся.

Мы сегодня слышали в Евангелии о сотнике, которого Господь поставил в пример не только иудеям, но и всем христианам, удивившись силе его веры. Сотник заботился о больном слуге, отложив все дела и переживая о нем, как о родном сыне. Пусть это будет примером для нас, молящихся об усопших. Чтобы попросить Господа прийти и исцелить слугу, сотник послал к Нему для этого старейшин иудейских, которые говорили, что он достоин этого, потому что построил им синагогу и любит их народ. Иудеи – это наши добрые дела, которые ходатайствуют за нас пред Господом и убеждают Его исполнять наши прошения.

Если мы хотим, чтобы наши молитвы об усопших были услышаны, мы должны жить по Евангелию, чтобы иметь чистую совесть, и регулярно приступать к Таинствам. Кто ближе к Господу, как не тот, кто принял Его в свое сердце в Божественном причащении?! Кому удобнее просить Христа о ком-то, как не тому, кто вместе с любимым учеником прилежит груди Спасителя?! Потому мы стараемся причащаться в дни памяти тех, кто к нам был особо близок при жизни.

Но даруемое чистой совестью дерзновение в молитве не означает дерзкого требования, как будто Господь должен, обязан исполнить нашу волю. По правде не должен, но исполняет по милости. Сотник имел страх Божий, и даже когда Сам Христос отправился к нему, он посылает сказать, что недостоин столь высокого посещения, как был недостоин явиться лично. Это он сделал по скромности и из любви к Спасителю, Которого иудеи стали бы осуждать за визит к язычнику. Сотнику достаточно, чтобы Христос сказал одно только слово, непоколебимо веря, что оно тут же станет самим делом.

Так и мы не должны искать каких-то знамений, особых извещений, а утверждаться на вере в бесконечное милосердие Божие. Надо веровать, что Он одним словом Своим может разрешить вечные узы и помиловать всякого Своего раба, хотя и недостойного. Но чтобы Господь помиловал человека, у него должна быть основа, живая душа, начатки любви. Зерно веры, любви и добра должно в этой жизни прорасти, пустить корни и укрепиться, чтобы перейти в жизнь вечную. Это урок для нас, живущих.

Сейчас осень, холод усиливается, однолетняя трава отмирает, а деревья сбрасывают листья. Это образ смерти, которая испытывает живущих, отделяя все внешнее и мимолетное от подлинно существующего. Деревья кажутся мертвыми и безжизненными, но внутри у них много соков и жизненной силы, которая по весне выйдет наружу листьями и плодами. И мы на земле призваны духовно родиться, внутренне сформироваться и стать сущностью. Душа должна накопить в себе соки любви и духовную силу, чтобы вечно жить с Богом в иной реальности нового неба и новой земли. И когда Господь воскресит душу в последний день, эта духовная сила сотворит для нее дом – прекрасную небесную обитель. Аминь.

Произнесена 2 ноября 2019 г. в Родительскую Дмитриевскую субботу на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.