О причинах нашей радости и хранении себя от мира

Вот уже заканчивается долгий пост, и мы с вами, дорогие братья и сестры, готовимся отмечать великий праздник Рождества Христова. Давайте поговорим о том, чем является для нас этот праздник и к чему он нас призывает.

Прежде всего, мы празднуем исторический момент пришествия на землю обетованного Мессии, рождение Бога среди людей, момент, разделивший на две части и преобразивший всю земную историю. Темная Вифлеемская ночь символизирует объятое смертным сном, погрязшее во тьме язычества человечество. Христос Бог пришел, чтобы просветить эту ночь греха светом Своего Воскресения, чтобы сидящих «во тьме и сени смертной» (Пс. 106, 10) пробудить к вечной жизни. Господь в виде раба родился в Вифлееме, что означает «дом хлеба», чтобы даровать «окованным скорбью и железом» (Пс. 106, 10) свободу от греховных страстей и избавить человечество от духовного голода.

Но принял ли тогда мир этот дар, принимает ли мир Бога сегодня? Увы, Богомладенцу Христу, как говорит Евангелие, «не было им места во обители» (Лк. 2, 7). Мало того, в лице Ирода мир, понимаемый как совокупность страстей, ищет убить Его, потому что боится потерять свою власть над рабами.

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…» – говорится в Евангелии на Пасху. «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 5-11). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые» не от мира с его похотью очес, похотью плоти и гордостью житейской (Ср. 1 Ин. 2, 16), «но от Бога родились» (Ин. 1, 12-13).

Все дает человеку Господь: свет, пищу, радость, блаженство, – дает жизнь во всей ее полноте, но Он не насилует его свободного произволения. Мир и его господин диавол тоже предлагают человеку ценой греха всяческие блага: удовольствия, богатство, власть, – но в конечном итоге это ложь и человекоубийство, потому что конец греха – вечная смерть. И тот, кто отвергает грех и выбирает жизнь, кто осознает, что без Бога и Его благодати он «и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17), тот получает от Господа второе, духовное рождение и духовное богатство.

В этом-то, возлюбленные о Господе братья и сестры, и заключается вторая и, возможно, по нашей человеческой немощи, главная причина нашей сегодняшней радости. Мы празднуем ныне свое собственное духовное перерождение, рождение Христа, а вместе покоя, радости, и любви в своем собственном сердце. С нами Бог, потому что мы не любим мира и не разделяем с ним его греховных утех, но любим Христа, Который дает нам Себя и с Собою все.

А если мы не чувствуем, что Христос дает нам все, значит мы сами не отдаем Ему себя, не открываем Ему своего сердца. Значит, мы не очищаем свою душу от греховных наслоений, чтобы принять в нее истинную жизнь. Ухватившись за малое, мы лишаемся неизмеримо большего, не решаясь оставить привычное, теряем свободу. Как многие люди боятся каяться в своих грехах и духовно трудиться, потому, что это может помешать им жить сейчас так, как им хочется. Но ведь это и есть психология раба – стремление, ничего в себе не меняя и не трудясь, получать максимум удовольствия. Вот что рекламирует ныне мир, умалчивая, что за такие удовольствия в кредит впоследствии нужно будет расплачиваться, и не деньгами, а собственной душой, ее вечной участью.

Господь пришел на землю, чтобы освободить нас от рабства суете и тлению, чтобы сделать нас Своими сынами и сонаследниками Царства. Но чтобы вместить в свое сердце Его дары, мы должны сначала выбросить оттуда всякий никчемный хлам, все вредные и суетные привязанности. Чтобы принять в сердце кроткого и смиренного Христа, надо перестать лицемерить, снять с себя лживую маску и стать самим собой. Надо умалиться перед Богом и покаяться, как блудный сын, чтобы Господь принял нас в Свои отеческие объятия. Надо совлечь с себя небрачную одежду – превозношение, самооправдание, сребролюбие, тщеславие и лукавство – эти смрадные лохмотья, которыми мы пытаемся порой прикрыть свою духовную наготу, чтобы Христос облек нас в царские одежды смирения и позвал на Свой пир. Вот в чем заключается наша истинная радость – в общении со Христом, как сегодня в Причастии св. Таин, так и во всей нашей жизни и в вечности, все остальное, связанное с праздником, только дополняет эту радость, но заменить не может.

Господь приходит к нам как беззащитный младенец, чтобы показать нам всю жертвенность и, одновременно, всю силу истинной любви, которая всегда преображает мир. Встретим Его искренно и радостно, как дети, окажем Ему в своем сердце материнскую любовь и заботу, Он нуждается в них, как семя нуждается в плодородной почве и поливе, чтобы стать могучим плодоносным деревом. Но остережемся расслабленности и беззаботности, мир и живущий в нас грех стремятся отнять у нас это сокровище. Младенчествуя злобой, по уму будем совершеннолетними, как говорит Апостол (Ср. 1 Кор. 14, 20), чтобы не быть нам более «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по искусству обольщения, но чтобы истинною любовью мы возрастали в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ср. Еф. 4, 13-15).

Совершенная любовь и истинное смирение побеждают мир, это великая сила, которая творит чудеса. Но нежные ростки добродетелей в нашей душе – вера, надеяние на Бога, духовная ревность, покаяние, молитва – пока не окрепли, требуют защиты от враждебной стихии мира, «доколе не изобразится в нас Христос»(Гал. 4, 19). Поэтому закончить хотелось бы словами мудрого святителя Московского Филарета: «Как имеющая во чреве осторожно ходит и действует, сохраняя зачатый плод, так и вы, ходя и действуя в мире между людьми, осторожно всего касайтесь и общайтесь, чтобы ничто не могло изринуть из сердца вашего сладкой памяти и любви нам данного Младенца и от Него зачатого в вас Духа спасения, которое и да совершит Господь Бог во всех нас благодатию Своею, вселяясь верою в сердца наши, и обитая в них во веки»[1]. Аминь.


[1] Филарет Московский, свт. Слова и речи. Т. 2. Слово 10. В день Рождества Христова.

Произнесена 6 января 2009 г. на Литургии Навечерия Рождества Христова в Покровском академическом храме.