Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали евангельскую притчу о милосердном самарянине. В ней Господь снова напоминает нам о необходимости деятельной любви ко всякому человеку, о любви не на словах только, но на деле.

На вопрос некоего книжника о том, как обрести спасение, Господь предлагает ему самому на него ответить по Священному Писанию. Тот, вероятно, повторяя услышанное им у Самого Христа, правильно формулирует двуединую заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27).

Какие это близкие нам и понятные слова, но как трудно бывает исполнить их на деле! Почему это так? Да потому, что следование этой заповеди требует внутренней цельности, нераспыленности сил души, а также доброй воли и свободы духа, не рабствующего страстям. Чтобы любить Бога и ближнего, надо не любить себя, надо жертвовать своим покоем и комфортом. Чтобы поделиться с другим, надо ограничить в чем-то себя. На словах мы готовы подчас любить весь мир, но как только доходит до дела и надо чем-то жертвовать, от этой мечтательной любви не остается и следа.

И книжник, услышав ответ Господа: «Так поступай и будешь жить» – начинает изворачиваться и оправдываться: «А кто для меня ближний?» Фарисеи и книжники, побеждаемые тщеславием и сребролюбием, исказили закон, слепо следуя его букве и забыв суд и милость. Ближними они считали людей своего круга, богатых и знатных, а народ – невежда в законе – был проклят для них.

И мы вместе с ними лукаво спрашиваем иногда Христа: «А кто мой ближний», – подсчитывая, кто же действительно достоин нашей любви. При этом мы не понимаем, что где присутствуют эти подсчеты и оговорки, там нет на самом деле любви, а есть холодный расчет. А любовь не подчиняется логике и не применяется к обстоятельствам, она есть сила Бога в человеке, меняющая его самого и эти обстоятельства. Истинная любовь не превозносится, не лицемерит и не ищет выгоды, она покрывает все недостатки и неблагодарности ближнего и потому никогда не перестает (см. 1 Кор. 4-8). Христос явил нам истинную любовь, став одним из нас, чтобы мы стали одно, все люди – одним телом Христовым, где каждый боль и радость другого воспринимает как свои собственные.

Желая помочь нам понять, что все мы друг для друга ближние, Господь и рассказывает эту притчу о попавшем в беду иудее. Ему помогли не те, от кого он мог ждать этой помощи как от единоплеменников и служителей Бога, а тот, кого он презирал как язычника. Священник и левит видели его несчастье, возможно, посочувствовали ему, но по своим соображениям не стали помогать: или торопились на службу, или опасались, что это уловка разбойников, которые ждут в засаде. А добрый самарянин не стал принимать во внимание ни свои дела, ни риск, ни вековую вражду между иудеями и самарянами. Он просто представил себя на месте несчастного, пожалел его и позаботился о нем, как о родном человеке. Им двигала любовь – то свойство нашей созданной по образу Божию души, которое делает ее подобной Богу. Такая любовь самоотверженна, бескорыстна и неразборчива на лица, она не делит людей на своих и чужих и стремится выразиться в конкретных действиях.

Как-то один Божий человек спросил меня: «А ты согласился бы умереть вместо другого человека?» Я стал торговаться: «Это смотря за кого: полезный он людям или нет, верующий или неверующий, молодой или старый…» Тогда тот сказал: «Значит, нет еще в тебе любви Христовой, которая не разбирает».

Где есть любовь, даже односторонняя, там все друг другу ближние, а где нет ее, там и до близкого родственника не докричишься. Чтобы мы своей собственной кожей почувствовали необходимость иметь ближнего, Господь ставит нас в притче на место израненного человека. Кто для него ближе? Конечно тот, кто помог, это всем понятно. И потому Господь иногда посылает нам в тяжелых обстоятельствах такого человека, Своего слугу, чтобы мы смягчились, прозрели и научились видеть ближнего в любом человеке, нуждающемся в нашей помощи. «Иди, и ты поступай так же, – говорит каждому Спаситель, – и будешь подражать Отцу твоему небесному, изливающему Свою милость на добрых и на злых». И еще: «Все, что вы делаете одному из сих братьев Моих меньших, то делаете Мне» (Ср. Мф. 25, 40).

И все же среди близких есть для нас самые близкие, и это прежде всего Христос и христовы. Согласно толкованию святых Отцов, человек, впадший в разбойники – это Адам, весь человеческий род. Спускаясь из райских обителей Небесного Иерусалима в Иерихон, долину слез и смерти, человечество подвергается нападению разбойников – злобных бесов, которые грабят и обнажают души людей от благодати, смертельно раня их грехами и пороками. Человек лежит у дороги жизни полумертвый и беспомощный, а священник и левит, т.е. закон и пророки, не могут исцелить его и проходят мимо, лишь констатируя его жалкое состояние.

И только Христос-Самарянин, по любви подъявший болезни и грехи человечества, может его исцелить и спасти. Он перевязывает наши раны, возливая на них масло и вино – Свою любовь и милосердие, привозит в гостиницу – Свою Церковь, и Сам заботится о нас. Уходя к Небесному Отцу, он наказывает гостиннику, т.е. служителям Своей Церкви и всем рабам Божиим, позаботиться о пострадавшем, пока Он Сам не вернется проведать его. А два сребреника, оставленные Им Церкви, – это Его Пречистые Тело и Кровь, плата и укрепление всем Его служителям. Если же может быть что потрачено более этого бесценного сокровища, и за то обещает Он воздать верным Своим, когда вернется в славе Царствия Своего. И Господь испытывает Своих рабов, верны ли они в малом, заботятся ли о несчастных, которых Он им посылает, лечат ли их раны душевные, которые тяжелее телесных, разделяют ли их скорби и нужды, и за это будет судить каждого в последний день. Истинная любовь стоит дорого, ибо она всегда жертвенна, часто требует мужества, ущемления себя, разделения чужих страданий. Но понуждающий себя на дела любви делает ее своей потребностью, естественным состоянием, уже здесь приобщающим к райскому блаженству. «Дети мои! – взывает к нам Апостол любви св. Иоанн, – станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18), ибо только вера, действующая любовью, может доказать нашу верность Спасителю мира Христу. Аминь.

Произнесена 25 ноября 2007 г. в Неделю 25-ю по Пятидесятнице на Литургии в Покровском академическом храме.