«Наступил уже час пробудиться нам ото сна, – взывает к нам св. ап. Павел, – ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13, 11). Но так ли это? Ведь мы помним свою ревность по вере после сознательного обращения к Богу, помним свою первую любовь, когда стремиться всем сердцем ко Господу и совершать подвиги благочестия было так легко и естественно. Но потом мы столкнулись со своей немощью и немощами ближнего, утомились в своем движении к совершенству, разуверились в себе и теперь, прикрываясь формальным исполнением внешних правил, на самом деле пребываем в состоянии глубокого уныния и, кажется, очень далеки от Бога.
Тем не менее слова Апостола справедливы, мы действительно ближе теперь к желанной цели. В некоторой степени мы, потомки Адама, познали добро и зло – сладость пребывания с Богом и мучительство греха, радость доброделания и тщетность мирских удовольствий. Не по книгам, а на своем опыте знаем механизм действия в нас греха и свои слабости, а главное смирились и перестали надеяться во всем на себя, ведь совершенному упованию на Бога, как говорят святые Отцы, должно предшествовать некое доброе разочарование в себе. Понимая теперь слова ап. Павла о законе греха, живущем в нашей плоти и противоборствующем закону ума, мы уже ненавидим грех и горячо желаем, чтобы закон жизни во Христе Иисусе освободил нас от закона греха и смерти (Ср. Рим. 7, 23; 8, 2).
Раньше цена нашей добродетели была невысокой, потому что Бог почти все делал за нас и даром давал свою радость, теперь время нам самим потрудиться, чтобы на деле доказать свою любовь к Богу и доброе произволение. И если сделаем над собой усилие и решительно оттолкнем от себя льстивый мир с его страстями и похотями, то Бог в одночасье предаст в наши руки всех врагов, и мы за короткое время нагоним топтание на месте многих лет.
И теперь, исполненные решимости, мы вместе с царем Давидом восклицаем: «Дщи Вавилоня окаянная, – т.е. наша самость, эгоистическое саможаление, – блажен иже воздаст тебе воздаяние, еже воздала еси нам, – т.е. отомстит тебе за омрачение сердца, оскудение ума, паралич воли – блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя, – т.е. страсти и лукавые помыслы, – о камень» , о камень веры, иже есть Христос (Пс. 136, 8-9).
«Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2). Ныне Господь открывает нам поприще святого поста как благословенную возможность доказать свою любовь к Богу и послушание Его Церкви. Как знать, не последний ли это пост в нашей жизни, даст ли еще нам Господь время для покаяния или посечет, как бесплодную смоковницу, неблагодарную к стольким Его милостям и посещениям. Ныне мы один народ, исходящий из Египта страстей в пустыню очищения, чтобы достичь земли обетованной, земли, где правда живет. Каждый немощен в борьбе с грехом, но из многих немощей складывается ныне великая сила, сила покаяния и единодушного стремления ко Господу, способная увлечь за собой и самых ослабленных.
Однако, чтобы ощутить в себе эту силу и слиться с ней, мы должны искренно друг друга за все простить, рассечь путы памятозлобия и лукавства, наступить на свою гордость и попросить прощения у всех: у тех, кого мы обидели и кто нас обидел, у тех, кого мы не замечали, осуждали, тех, в ком видели не образ Божий, а помеху или средство достижения комфорта в этом мире. Господь особенно близок к нам во время поста Своей любовью и благодатной помощью, Он, наш любящий Отец, уже идет к нам навстречу с распростертыми объятиями, но Он отвернется от непрощающего, от не прощающего тех, кого Он простил. Здесь все предельно просто: если прощаем, то и сами получим прощение, если не прощаем, значит не познали мы Бога, значит живет в нас еще дух неприязни и нет нам части в Царстве Любви. У каждого из нас есть свои недостатки, и потому нам надо научиться терпеть их и в ближнем, научиться носить немощи друг друга, чтобы исполнить таким образом закон Христов.
Сегодня Церковь воспоминает изгнание Адама из рая, как он, поставленный Богом царем над всей тварью, окруженный славой и наслаждавшийся красотой рая, лишился всего этого из-за непослушания Богу, нарушения легкой заповеди о посте и самооправдания. С тех пор человечество вынуждено в поте лица зарабатывать свой хлеб и воздыхать вместе со всей тварью о своем далеком небесном отечестве. Так, при соприкосновении с красотой природы или музыки нам иногда хочется плакать. Не свидетельствует ли это об извечной тоске человека по утерянному раю, лишь слабым отблеском которого является всякая земная красота?
Но все дело не только и не столько в красоте или славе. «Адам в раю знал сладость любви Божией, – пишет прп. Силуан Афонский, – и потому, когда изгнан был за грех… не так жалел о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу»[1]. Вот чего нам не хватает, вот без чего наше сердце не может иметь истинного мира и подлинной радости. Человек создан для вечного блаженного общения с Богом, его сердце должно быть сосудом любви и благодати, и этой полноты бытия ему не может заменить ничто временное и преходящее.
Когда наше сердце прилепляется не к Богу, а к твари – вещи, животному или человеку, – оно сходит с заповеданного нам пути уподобления Богу, возводящего чада к своему наследию, и уподобляется призрачным кумирам и идолам, не имеющим в себе жизни. Когда оно разменивает свою силу на множество суетных удовольствий, оно рассеивается и будто разрывается на части, умирая для истинной любви. Вот от чего предостерегает нас Господь в сегодняшнем Евангелии: не скрывайте себе сокровищ на земле, ибо они суетны и скоро исчезают, но позаботьтесь собрать себе некрадомое богатство на небе, полюбите добродетель и обретете истинное сокровище, взыщите Бога и жива будет душа ваша.
Цель нашего с вами поста – молитвенным трудом, воздержанием и слезами достичь целомудрия и чистоты сердца, т.е. внутренней цельности, простоты и свободы от суеты и страстей. Мы должны войти в себя, стать хозяевами своей души, чтобы в покаянной молитве, в порыве умаления и самоотверженности принести свой ум и сердце во всецелую жертву Богу, а затем принять их из Его рук очищенными, освященными и обновленными.
Итак,
братья и сестры, говоря словами стихиры, «Постное время светло начнем, к
подвигам духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся, якоже
в снедех, от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа, в нихже
совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и
святую Пасху, духовно радующеся». Аминь.
[1] Прп. Силуан Афонский. Плач Адама.