О восприятии нами Евангельской проповеди

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня в Евангелии мы слышали притчу о сеятеле, которая, как объяснил Сам Господь, говорит о восприятии нами слова Божия. Слово Божие, донесенное до нас Христовыми учениками и Апостолами, содержит в себе истины нашего спасения и жизнь вечную. В нем, как в добром семени, заключена жизнь и огромная сила, которая может чудесным образом преобразить всего человека, сделать его новой тварью и достойным гражданином Небесного Иерусалима.

Но оказывается, что очень многое зависит от самого человека, от той почвы, на которую падает семя проповеди. «Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь, – говорит Господь в Евангелии от Иоанна, – но есть из вас некоторые неверующие» (Ин. 6, 63-64). Такими были Иуда и те, кто ходил за Господом, но впоследствии отошел от Него по разным причинам. Оказывается, можно слушать и не слышать, называть себя последователем Христа, но иметь в себе чуждый Ему дух, дух мира сего.

В этой притче Господь указывает на четыре почвы, на четыре типа душевного устроения, от которого зависит успех евангельской проповеди и, в конечном счете, спасение каждого человека.

Во-первых, это утоптанная ногами прохожих почва у дороги. Упавшее на нее семя не может проникнуть вглубь и становится добычей птиц, т.е. демонов. В этом мире по премудрому попущению Бога подчас торжествует зло, и если человек не удаляется от зла, не хранит свое сердце от духа мира, он постепенно теряет и то, что имел доброго от Бога. Такой человек не понимает ценности и глубины евангельских истин, не вмещает их, и потому не дорожит ими и легко теряет. И еще нам очень вредит рассеянность и болтливость. Из-за многословия и излишней откровенности земля нашей души вытаптывается, и в ней истребляются нежные побеги благочестивых чувств и мыслей, не успевшие еще в нас укорениться. Земля при дороге – это символ всего внешнего и суетного в нашей жизни, которое лишает нас глубины и обрекает всегда оставаться на поверхности.

Второй тип души – каменистая почва, неглубокий слой земли поверх камней, где семя быстро дает всходы, но не имеет в себе силы и от первого же зноя погибает. Такой человек не отдает всего себя вере, не пускает Христа вглубь души и изменяет Ему, как только изменяются обстоятельства. Его сердце не согрето, не преображено верой и благодатью, в нем царит окамененное нечувствие, и потому оно беззащитно перед любым искушением. В духовной жизни невозможно не прийти скорбям и соблазнам. Они совершенствуют души верных, укрепляя их в вере, как ветер заставляет одиноко стоящее дерево глубоко пускать в землю корни.

Поэтому в истории Церкви были гонения, очищавшие ее от христиан только по имени, которые искали от веры выгоды, а при малейшей угрозе отрекались от Христа. По этой же причине и в жизни каждого человека Господь попускает быть скорбям и болезням, которые очищают наш ум и сердце от всего наносного и неистинного. Таким образом, нам нужна глубина души, некий культурный слой, который образуется из добрых дел, сотворенных ранее. Да, многие благие мысли и начинания кончаются ничем из-за нашего непостоянства и неразумия, но если мы искренне стремимся к Богу, то всякое такое недоделанное добро не пропадает. Оно удобряет и углубляет почву нашей души для того, чтобы могло взойти на ней истинное добро, которое от Бога.

Третий тип слушающего – это когда вместе с ростками веры в душе поднимаются плевелы, сорняки, т.е. заботы о материальном достатке, стремление к удовольствиям, самолюбие и различные пристрастия, иными словами, всякая суетная любовь. Все это, когда преобладает, совершенно подавляет душу и лишает ее всякого плода. Вера в таком случае, хотя и прозябает еле-еле, оказывается мертвой и бесплодной, ибо не имеет свойственных себе дел, не украшает своего обладателя истинными добродетелями: смирением, милосердием, любовью к Богу и ближнему.

Все это ставит перед нами вопрос, а насколько серьезно мы восприняли благовестие Христово, и дает ли оно плод в нашей жизни? Евангелие должно стать мотивацией, причиной всех наших мыслей, слов и поступков. Его всегда нужно иметь в своем уме и сердце, и ради этого мы читаем его ежедневно. Но насколько серьезно и внимательно мы воспринимаем слова Христа? Не мечтаем ли во время чтения, не забываем ли тотчас и не поступаем ли вопреки, уподобляясь всем трем видам неблагодарной земли? Как бы не закралось в нас несогласие и не огрубело бы наше сердце, когда человек уже «видя не видит и слыша не слышит» (ср. Мф. 13, 13). Ведь слово веры воспринимается не столько умом, сколько сердцем. Творящий зло бежит от света, чтобы не обличались его беззакония. И из порабощенного страстям сердца невозможно извлекать себе благое во спасение, но лишь злое в погибель. Поэтому Господь и предупреждает: «Наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18).

Чтобы слово Божие живило нас, исполняло вдохновением и силой, мы должны иметь решимость услышать истину и направлять по ней свою жизнь. И если мы поступаем по Евангелию в любых обстоятельствах, преодолевая внутреннее сопротивление своего ветхого человека, и не смущаемся мнением и противодействием чуждых евангельского духа людей, это значит, что благовестие Христово глубоко пустило в нас свои корни.

Земля нашего сердца должна стать райским садом Христовым, исполненным плодоносных деревьев добродетелей и благоуханных цветов добрых помышлений, в центре которого возвышается могучее древо жизни, нашей жизни во Христе. А для этого нужно, подобно Адаму в раю, терпеливо возделывать и хранить этот сад. «Упавшее на добрую землю, –говорит Господь в этой притче, – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8, 14). Все скорбное, принимаемое как от руки Господа с благодарением, помогает христианину в этом труде, подавляя плевелы и выродившуюся пшеницу для того, чтобы в простоте и смирении он растил благоугодное пред Богом.

Итак, будем помнить о сокрытом в земле нашего сердца бесценном сокровище Царства Небесного, ради обретения которого нельзя останавливаться ни перед какими трудами и жертвами. Будем остерегаться, чтобы услышанное нами слово жизни не похитил враг, и мы не потеряли то, над чем много потрудились и что уже приобрели. «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк. 8, 15), – возвышает в народе Свой голос Иисус Христос. Он хочет пробудить нас, спящих, напомнить, что в нашей жизни все слишком серьезно, чтобы пребывать в безразличном оцепенении, когда речь идет о жизни и смерти, о вечной погибели или о вечной жизни со Христом. Да, выбранный нами путь бывает нелегким и тернистым, но идя только этим путем, путем терпеливого исполнения евангельских заповедей, мы сможем принести Богу плоды в день всеобщей жатвы и наследовать жизнь вечную. Аминь.

Произнесена 29 октября 2006 г. в Неделю 21-ю по Пятидесятнице на Литургии в Покровском академическом храме.