Духовная нищета как необходимое условие духовного развития

Сегодня мы собрались здесь, дорогие братья и сестры, чтобы ублажить преподобного и богоносного отца нашего Сергия, которому каждый из нас многим обязан в своей жизни. Ублажить, а вместе с тем испросить его помощи и заступничества перед Богом и в дальнейшем, веруя, что он заботливо и зорко следит за каждой овцой своего словесного стада. Преподобный для нас – это любящий отец, утешитель, врачующий скорби душевные и телесные, это наш могущественный небесный покровитель и ходатай за нас ко Господу. «Его нетленные и живоносные… мощи, – говоря словами молитвы, – яко сокровище бесценное вручи нам чудес Бог». Нам же остается только черпать, не ленясь, из этого полного и преизливающегося сосуда благодати Божией.

К сожалению, мы, особенно те, кто живет здесь постоянно, не всегда торопимся к мощам Преподобного за благословением, за помощью, за утешением, за душевным миром. Это происходит потому, что сердце, занятое повседневной суетой, не ощущает потребности в духовной пище – благодати Божией, не имеет в себе чувства духовной нищеты. «Блажены нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 3), – говорит Господь. Это – начальная ступень духовного восхождения, прописная истина, к которой мы вынуждены возвращаться каждый раз, когда в своей самодовольной успокоенности уходим слишком далеко от спасительного пути смирения и падаем. Видеть свое несовершенство, свою недостаточность, свою греховность нам мешает высокое мнение о себе и самолюбие, это лукавое сокровище нашего сердца, которое мы всячески оберегаем самооправданием и преумножаем тщеславием.

Такое состояние отсекает человека от благодати и делает его равнодушным ко всякой добродетели, духовная жизнь в нем замирает. Страшна для человека медленная смерть от замерзания или от голода, но смерть вторая – смерть души для молитвы и благочестия – по своим последствиям неизмеримо страшнее. К сожалению, многие души, начинавшие с ревностью, постепенно и незаметно для себя охлаждаются духовно, подчиняясь законам материального мира, где всякая энергия рассеивается и всякое движение когда-то замирает. Почему? Потому что не черпают из источника жизни, не просят у Дающего, не прибегают к Таинствам Церкви и силе Святых.

Но что говорит такому успокоенному и считающему себя самодостаточным христианину Господь? «Знаю дела твои, ты не холоден и не горяч… и потому Я извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и одежду белую, чтобы тебе одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей...» (Откр. 3, 15-18).

Душа же смиренная и благочестивая, движимая чувством своей недостаточности, неполноценности без благодати, жадно припадает ко всякой святыне и постоянно духовно обогащается. Она не подвержена обидам и раздражительности, ей не свойственно состояние уныния, и подвиги благочестия не утомляют её. Она ищет прежде всего Царствия Небесного, ищет и находит его в своем сердце, просит и получает духовную радость как залог будущего блаженства, стучит, и двери милости Божией отверзаются ей. И чем более она преуспевает, чем более приобретает благодати, тем более смиряется, тем сильнее осознает свое несовершенство и нужду в освящении свыше.

Так прп. Сергий, возлюбив нищету душевную и телесную, пришел в эти никому не ведомые когда-то места и неутомимо трудился в подвигах покаяния и молитвы. Он жаждал общения с Богом в молитве и не мог им насытиться, получал благодать в избытке и желал еще большей. И даже когда его святость стала очевидна для всех, когда он был уже окружен множеством учеников и пользовался известностью, он не считал себя достигшим совершенства, но, забывая задняя и простираясь в передняя, еще усерднее молился Богу со слезами. И плодами такой молитвы насытился не только он сам и его ближайшие ученики, из которых более 70-ти признаны святыми и которые основали обители спасения по всей России. Божие благословение почило на самом месте сем, и вот уже шесть веков многие поколения монахов и мирян у раки Преподобного получают силы для своего нелегкого, но благословляемого Богом восхождения из царства земного в Царство Небесное.

Благодатными плодами его молитв можем воспользоваться и мы, если по стопам наших благочестивых предков с простой верой и усердием будем приступать к живоносным его мощам и смиренно просить о всякой своей нужде. Но прежде всего, дорогие братья и сестры, будем просить преподобного Сергия, чтобы он помог нам изгнать из своего сердца лукавое самомнение и коварную дремоту успокоенности. Потому что время коротко, а нам предстоит еще немало потрудиться, чтобы обрести богатство, сокровенное на поле нашего сердца, Царство Божие, еже внутрь нас есть. Аминь.

Произнесена 8 октября 2003 г. на Литургии в Покровском академическом храме.