Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы прославляем св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и, взирая на высоту и силу его во Христе жития, вместе с Церковью восклицаем: «Величия твоя, Девственниче, кто повесть?!» Поистине, невозможно измерить красоту духа и святость сего угодника Божия, невозможно исчислить и всех его добродетелей, или описать словами хотя бы только одну из них, за которую он назван Апостолом любви, – его безмерную любовь к Богу и ближнему.
О, эта вожделенная и всеми желаемая добродетель любви, эта неуловимая, всеосвящающая, всепреображающая и всепобеждающая сила, имея которую человек приобщается полноте бытия, а, не имея, бывает духовно немощным, жалким и достойным плача. Она есть начало и конец духовной жизни, ибо все в какой-то мере имеют любовь, и никто не познал ее в должной мере. Почему? Потому что малая человеческая любовь должна призвать на себя всесильную любовь божественную ― Самого Бога, Который богом по благодати хочет сделать каждого человека, и тут нет предела совершенству, и невозможно насыщение.
И вот, божественный Иоанн, который возлюбил Бога еще до своего призвания Спасителем, узнавая о грядущем Мессии из Писаний и от своего первого учителя, святого Предтечи, так прилепился своим юным сердцем ко Господу Иисусу, что сподобился стать Его возлюбленным учеником, возлежать на Вечери у груди Христа Спасителя и черпать божественную любовь из самого ее источника. Эта любовь преобразила его, исполнила духовных дарований и всегда крепла в нем и возрастала, преумножаемая апостольскими трудами и самим бескорыстным ее излиянием. Она дала ему мужество стоять у креста Спасителя нашего, когда все апостолы оставили Его и бежали. За эту любовь он, а с ним и весь род христиан, был усыновлен Божией Матери: «Жено, се сын Твой», ибо чрез Иоанна каждому из нас говорит Господь о Богородице: «Се, Матерь твоя». Эта любовь сделала его славным Апостолом и пламенным проповедником Истины, так что сей друг Христов обручил небесному Жениху бесчисленное множество душ во Асии. Она же сделала его богодухновенным писателем, неложным свидетелем пришествия Христова на землю, зрителем неизглаголанных тайн Божиих и высоко парящим орлом богословия. Он поведал нам о Боге Слове, создавшем мир и пришедшем на землю по воле Бога Отца, «ибо так возлюбил Бог мир, что послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9). И получили ее не иначе, как причащаясь из общей Чаши Плоти и Крови Господа нашего Иисуса Христа, по великой любви ставшего человеком, пострадавшего за нас и разделившего Самого Себя всему человечеству. «Возлюбленнии, –взываетАпостол, – если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11). Почему же он говорит «друг друга», а не возлюбившего нас Бога? Потому что, благотворя ближнему, мы благотворим любящему его Богу и, любя ближнего, любим создавшего его Бога, ибо по словам Апостола, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).
Итак, чтобы познать непостижимую любовь Божию, мы должны исполнять известные нам Христовы заповеди, «ибо сия есть любовь к Богу, да заповеди Его соблюдаем» (1 Ин. 5, 3), и любить брата своего, любить «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Это значит, что нам надо реально помогать ближнему, делиться с ним, забывая о себе, видеть во всех только доброе и стараться простирать свою любовь даже на врагов.
Но это то, что от нас. Сама же божественная любовь, как говорит прп. Макарий Египетский, познается только Духом Святым, так же как и истинное смирение, мир Христов, радость и прочие дарования Духа. Поэтому наша задача подготовить сосуд душит украсить нашу внутреннюю храмину для посещения Небесного Царя, Духа Истины, пришествие Которого ожидает наша Церковь от Пасхи до Пятидесятницы, чтобы и нам стать причастниками Божией благодати и постоянно, хотя бы в малой мере, ощущать в себе животворящую и преображающую силу святой любви.
Как же нам подготовить душу к наитию Благодати Божией? Делами любви, словами любви, помышлениями любви, а еще смирением и воздержанием, в чем да поможет нам Господь молитвами духоносного покровителя нашей Академии св. ап. Иоанна Богослова, наставлением которого и закончим сие краткое слово:
«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8). Аминь.