О святости как следствии воплощения Христа Спасителя и о нашей обязанности к ней стремиться

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, Святая Церковь совершает память Всех Святых, всех тех, кто угодил в своей жизни Богу, и на ком почил Дух Святой. Неделей Всех Святых завершается период церковной Триоди. В этот период мы с вами были свидетелями страшного своими последствиями грехопадения Адама и изгнания его из рая сладости, а также великого снисхождения любви Божией к нашему несчастью. Сын Божий претерпел смерть на кресте, чтобы, воскреснув, открыть нам путь к блаженству вечной жизни; принял на Себя наше естество, чтобы обожить его и, вознесшись на небо, снова посадить его в раю одесную Бога. Пришествие обещанного Спасителем Утешителя из прячущихся, робких последователей Христа сделало неустрашимых проповедников истины, а из тонкого ручейка христианской веры – ревущий поток, увлекающий в своем движении ко Христу даже окаменевшие души великих грешников.

И вот сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа на всех святых, потому что никто не становится святым без благодатного озарения свыше. Святые – это плод и венец всего подвига Христова, это ответ человечества на любовь Божию. Святые поняли замысел Спасителя о нас и ответили Ему своей любовью, верностью и самопожертвованием. Сила их веры, укрепленная благодатью, преодолела все страдания, скорби и даже саму смерть, а твердая решимость идти за Господом до конца придала им мужества в подвигах ради добродетели. Поистине, «дивен Бог во святых Своих». Как солнечный свет, преломляясь в гранях чистого кристалла, дает все цвета радуги со всевозможными оттенками, так и единый свет Божества, благодать Пресвятого Духа в очищенных душах разных святых сияет различными добродетелями.

Поэтому Церковь чтит лики пророков, апостолов и мучеников, святителей, преподобных и праведных и многие другие, среди которых есть и смешанные чины – преподобномучеников, священномучеников, Христа ради юродивых… Сонм прославленных Церковью святых насчитывает многие тысячи, а кто исчислит праведников, ведомых одному Богу, о которых молчит история. Мы видим, как исполнилось данное некогда Богом Аврааму, отцу всех верующих, пророчество: «Умножу семя твое, как звезды небесные и как песок у берега моря» (Ср. Быт. 22, 17). Действительно, эти чада Авраама столь многочисленны, что уже могут, наверное, восполнить число отпадших ангелов и восстановить полноту Небесной Церкви. Но во всем этом множестве душ, так по-разному воплотивших в жизни свою добродетель, живет единый дух Христов. Все они подобны Христу, все источают Его кротость, Его мир, Его любовь.

Сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, относится не только к нашим небесным покровителям, но и к нам самим. Ибо мы, верные, «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19). Церковь празднует ныне всех живших на земле, живущих ныне и имеющих быть в будущем святых. Каждый из нас призван к святости, без которой, по слову апостола Павла, никто не узрит Господа (Евр. 12, 14).

Быть святым – значит быть отличным от мира, отделенным на служение Богу. То есть не иметь дружбы с лежащим во грехе миром, но всем сердцем возлюбить Господа. А это означает, что всякому христианину приходится быть в этом мире иноком, иным по отношению к живущим в стихии мира сего. В этом смысле апостолы в новозаветных посланиях святыми называют всех верных.

Впрочем мы призваны не только, как говорит ап. Иаков, «хранить себя не оскверненными от мира» (Иак. 1, 27), но и стремиться к духовному совершенству, к святости духа. «По примеру призвавшего вас Святого, – говорит апостол Петр, – и сами будьте святы во всем. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1, 15). А Господь наш Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Но многие ли из нас могут последовательно, изо дня в день вести себя к совершенству, неустанно упражняясь в подвигах добродетели? Увы, такие люди в наше время весьма редки. Однако на помощь нам приходит Сам Бог, посещая нас трудностями, скорбями и болезнями именно тогда и в той мере, когда и сколько это нужно для нашего совершенствования. Терпеливо и с благодарностью переносить все это и означает взять свой крест, к чему нас и призывает Господь. А взяв крест, надо следовать за Христом, то есть во всех жизненных ситуациях поступать так, как велел нам наш Спаситель, как поступали близкие нам по духу святые.

С завтрашнего дня, дорогие братья и сестры, мы с вами по примеру первоверховных апостолов Петра и Павла вступаем на поприще поста. Эти славные Апостолы, хотя и приняли изобильную благодать Духа, однако, усердно готовили себя к проповеди Евангелия постом и молитвой. И мы, как ученики Апостолов и всех святых, постараемся провести этот пост воздержно и благочестиво, чтобы показать себя достойными принятых нами даров Святого Духа и утвердить их в себе. Ибо, как говорит Апостол, «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2, 11-14). Аминь.

Произнесена 22 июня 2003 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице на Литургии в Покровском академическом храме.