Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами собрались сюда, чтобы почтить день рождения великого праведника, верного слуги Господня Иоанна. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», – свидетельствует о нем наш Спаситель. И это поистине так, ибо верно слово Господне, и не напрасно Святая Церковь издревле почитает его как величайшего после Божией Матери святого. Любовь к Богу и стремление к добродетели были в нем столь сильны, что он всю свою жизнь провел в пустыне в подвиге молитвы и воздержания. Пищей его были акриды, то есть, по объяснению прп. Исидора Пелусиота, верхушки трав и растений, и дикий мед, как говорит тот же святой, весьма горький и противный на вкус. Но и этой пищи он вкушал совсем мало, так что Господь говорил о нем, что он не ест и не пьет (ср. Мф. 11, 18).
За такой великий подвиг святой Иоанн был удостоен и великой награды. Ему первому из всех пророков воочию открылась тайна трех Ипостасей единого Бога, Бога, Который сподобил его величайшей чести быть Предтечей и Крестителем Господа нашего Иисуса Христа. Слово Божие называет святого Иоанна «гласом вопиющего в пустыне» и ангелом, посланным приготовить пути Господни. И он ревностно предвозвещал иудеям пришествие Искупителя, а после своей исповеднической смерти за правду предварил Христа и во аде, благовествуя умершим Евангелие Царствия Божия. Проповедь Предтечи была немногословной, но необыкновенно действенной, потому что с ним пребывала благодать. Всей своей жизнью он светил людям и был, по слову Господа, как бы горящим светильником, отогревавшим людские сердца и указывавшим верный путь к Богу. «Царство Небесное приблизилось, – говорил он, – поэтому покайтесь и веруйте в грядущего Спасителя, Который избавит вас от грехов ваших». И народ шел к нему, исповедовал свои грехи, и все чада Божии во Израиле крестились тогда от него во Иордане.
Вся жизнь Предтечи для нас – это великий пример всецелого обращения души к Богу и ее перерождения в покаянии. Каждому из нас следовало бы отвергнуть греховные и суетные привязанности этого мира и от внешнего обратиться к внутреннему, к своей душе. Там нас ждет пустыня, страшная, бесплодная, со львами и змеями, ибо если сразу выбросить из души то, чем живет мир, внутри останется лишь пустота и голодные, неудовлетворенные страсти, готовые, как дикие звери, растерзать человека. Но если он с верой мужественно пребывает в борьбе с ними ради Господа, его жизнь постепенно наполняется иным содержанием: добродетелью, молитвой, миром, – и наконец он обретает в своей душе Бога, сокровище, не сравнимое ни с чем в этом мире. Для этого необходимо пребывать в посильном подвиге и, падая, снова вставать, «доколе, – говоря словами пророка Исайи, – не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис. 32, 15). Это нелегко, а без помощи Божией и невозможно, но именно это и называется покаянием, покаянием, приносящим истинные плоды, именно так душа перерождается для вечной жизни.
И еще нам нужно учиться у святого Предтечи его смирению и кротости при множестве поводов к превозношению. В этом выразилось подлинное величие его души, духовно трезвой и верной своему Господу.
В то время как народ готов был провозгласить его Мессией, он во всеуслышание говорил, что недостоин развязать и ремня на обуви Спасителя. Окрестив множество иудеев и подготовив тем самым путь Господу, Предтеча, однако, не считал себя в праве крестить Самого Христа. А когда, крестив Его, «исполнил всякую правду» (ср. Мф. 3, 15), скромно отошел в сторону, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30). Так и мы, призванные своей доброй жизнью быть предтечами пришествия Христа в души наших ближних, должны уметь умаляться, быть незаметными, радуясь лишь тому, что Христос растет в них и в нас. А для этого необходимо прежде смириться перед Господом, умалить свое «я», чтобы умножилась любовь, чтобы мы искали уже не славы человеческой, но оправдания перед Богом.
Поэтому сегодня, дорогие братья и сестры, когда в Церкви исполняется предсказание Архангела праведному Захарии об Иоанне: «многие о рождении его возрадуются» (Лк. 1, 14), попросим святого Предтечу помочь нам, чтобы развеялось наше уныние, ушло самодовольство и появилось желание всегда быть сердцем с Господом. Попросим, чтобы он научил нас смиряться, каяться и приносить плоды, достойные покаяния, чтобы и мы сами, и другие через нас удостоились Царствия Небесного. Аминь.