Сегодняшнее Евангелие, дорогие братья и сестры, напомнило нам о заповеди, исполнение которой есть «исполнение закона и пророков» и получение всех новозаветных обетований – заповеди о всецелой любви к Богу и ближнему. Говорить о любви, об этом венце христианского совершенства, с одной стороны, трудно, поскольку это великая тайна и свойство Самого невидимого Бога, а с другой стороны, страшно, ибо то, о чем мы говорим как об идеале, должно быть нашей жизнью. Но и не говорить о ней нельзя, потому что стяжание любви – это самое главное в нашей жизни, те плоды, без которых мы не можем ни здесь называться христианами, ни тем более быть по смерти со Христом.

Итак, слова сегодняшнего Евангелия указывают нам цель нашего пребывания на земле. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим; и ближнего своего, яко сам себе» (Лк. 10, 27). В этих словах заключается истинное предназначение человека и вместе с тем непременное условие его спасения. Именно этого ждал Бог от человека при сотворении, ради этого принял крестную смерть Сын Божий, и то, как мы это исполним, будет нашим оправданием или осуждением в день Страшного суда.

Но способны ли мы на такую любовь? Может быть, Бог требует от человека слишком многого? Нет! Любить Бога всеми силами души совершенно естественно для человека. Чувство благодарности к своему Создателю и Спасителю рождает в христианине желание воздать Ему любовью за любовь. К тому же Бог достоин любви несравненно более, чем что-либо из любимого нами. Вся красота и приятность этого мира – лишь слабое отражение божественных совершенств, лишь напоминание о том пире Христовом, на который приглашаются верные.

Наконец, соединение с Богом посредством любви есть необходимая потребность человека. В этой любви он находит вечную жизнь и блаженство, а вне ее обречен на вечное умирание. Вместе с тем, любовь к Богу неразрывно связана с любовью к человеку. Не может человек Бога любить, а своего собрата, пусть даже только одного, ненавидеть, как не может один и тот же источник испускать сладкую и соленую воду. Любящий своего Создателя неизбежно проникается любовью и к себе подобным созданиям, искупленным для жизни вечной. И наоборот, тот, кто, забывая о себе, служит другим, тем самым приближается к Богу, еще на земле испытывая сладость Его любви.

Но если любить Бога и ближнего естественно для человека, то почему в нас, православных христианах, так мало порой этой любви? Не оттого ли, что неправильная любовь к самим себе обессиливает нас для всякой добродетели? Неправильная потому, что ищет не истинного блага для души в вечности, а лишь временных поблажек страстям и прихотям. Тот, кто желает доставлять своей душе только удовольствия и покой, подобен неразумной матери, думающей только о том, как бы угодить своему капризному ребенку. И как та в результате выращивает нравственного урода, самовлюбленного эгоиста, так самоугождение раскармливает ветхого человека, как некое чудовище, посягающее со временем и на саму веру во Христа. В то время как понуждение себя на всякое добро и очищение сердца воздержанием от излишнего закаляет дух и делает его способным к настоящей любви.

«Не любите мира, ни яже в мире, аще кто любит мир, несть люби Отчей в нем», – взывает к христианам апостол любви св. Иоанн Богослов (1 Ин. 2, 15). Т.е. не любите мира, лежащего во грехе, с его угождением плоти, душевными страстями и гордостью. Но, к сожалению, мы часто стараемся одновременно служить двум господам: Богу и самим себе. Тогда ум, отягченный суетными попечениями, забывает о Боге и о христианском долге, а сердце, разменянное на множество привязанностей, не имеет ни сил, ни желания для общения с Господом в молитве. Нет в этом сердце места и для ближнего, для того, кого Сам Бог послал к нам вместо Себя за помощью или утешением.

А любовь истинная целомудренна и самоотверженна, она не ищет своего, но угождает любимому. При этом она нечувствительна к любым лишениям и с радостью полагает душу за ближнего. Любовь соединяет человека с Богом, и в этом заключается ее несгибаемая стойкость и сила, побеждающая даже смерть. Но чтобы так окрепнуть, любовь требует от нас ежедневной жертвы, посильного, но постоянного утеснения своего ветхого человека с его самолюбием и гордостью.

Для этого Господь подает нам достаточно удобных случаев, надо только предпочитать своему комфорту пользу ближнего и поступать по совести. Путь к любви лежит через исполнение заповедей Евангелия, через безропотное несение своего креста и смирение. Этот путь нелегок, но Господь всегда рядом с нами, готовый подать утешение и помощь. И поэтому, не поддаваясь унынию и лености, будем всегда верны этому однажды выбранному нами пути, чаще вспоминая слова Господа нашего Иисуса Христа: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам»(Ин. 14, 21).

Да будет так со всеми нами! Аминь.

Произнесена 25 ноября 2001 г. (3 курс МДА) в Неделю 25-ю по Пятидесятнице на Литургии в Покровском академическом храме.