О славе Божией Матери и Её сострадающей нам любви

Радуйтеся о Господе, дорогие отцы, братья и сестры!

«Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос родися от Девы Отроковицы».

Ныне Христос рождается в верных и смиренных душах, чтобы возвеселить сокрушенного о грехах и исполнить жизни нищего духом, а довольному собой напомнить о его призвании быть Богоносцем.

«Приидите, воспоим Матерь Спасову», – взывает божественный песнописец[1]. Вся Христова Церковь, торжествующая Небесная и воинствующая земная, составляет ныне «Собор», чтобы как одними устами прославить «Подательницу Жизни нашея» и «Царицу Небесе и Земли». Получившему великую милость свойственно благодарить подавшего её, и потому Собор Пресвятой Богородицы, то есть собрание верных для почтения Богоматери во второй день празднования рождества Христова – самый древний из всех посвященных Ей праздников.

Можно ли в коротком слове по достоинству восхвалить нашу Пресвятую Владычицу, горячую любовь к Которой не могли выразить на земле все Святые, ныне ненасытно прославляющие Её в вечности?! Ибо «Дева Матерь, – по слову святителя Григория Паламы, – является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Её как место Невместимого. И восхваляющие Бога воспоют и Её после Бога… Ибо Она – слава сущих на земле, радость сущих на Небе, украшение всего создания»[2]. Воистину это так!

Эти немногие слова почерпнуты из безбрежного океана восхвалений Божией Матери и исполнены смысла для верующего сердца; но чтобы они не показались кому-нибудь лишь риторическими фигурами, послушаем свидетельство современника Пресвятой Богородицы и очевидца Ее неземной славы святого Дионисия Ареопагита: «Когда я был введен пред лице богообразной, светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри великий и безмерный божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное богоухание, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь обильных и великих знамений и начатков вечного блаженства и славы»[3].

Если такова была степень обожения Пресвятой Богородицы еще в земной жизни, какова же небесная слава Той, Которая, родив Спасителя мира, будучи Матерью Жизнодателя, вместе с тем явилась наперсницей и лучшей ученицей Бога Слова, осуществив в Себе на деле возможное на земле совершенство?! Она выше даже Ангелов, ибо, имея человеческое поврежденное естество, в добродетели превзошла Бесплотных. Тем путем святости, которым должна была пройти Ева – матерь падшего человечества, прошла Пречистая Дева, освященная Духом. Дух Святой, Которому содействовала Её пламенная ревность в богоугождении, сохранил Пренепорочную от всякого греха, и потому Она удостоилась стать Матерью нового Адама – Христа и всех в Нем обновляемых.

Велики и удивительны добродетели Царицы Небесной: непрестанная беседа с Богом, ангельская чистота, глубочайшее смирение, но все это лишь необходимое основание Её великой любви, которая подобно огненному столпу соединяет Небо и землю. Подлинное величие духа проявляется в простоте и доступности. Мы знаем, что «любовь долготерпит, милосердствует не превозносится… все покрывает, всему верит…»(1 Кор. 13, 4-7), и потому Матерь Божия не оставляет Своей заботой даже последнего грешника.

Но, пока в мире есть зло и несовершенство, любви неразлучно сопутствует страдание. Как крепкая любовь к Богу не отделима от скорби о своем недостоинстве, так истинная любовь к людям сопряжена с болью и состраданием к ним по причине живущего в них греха. И всякий раз, когда мы согрешаем, когда позволяем жить в наших сердцах непотребным помышлениям, мы, как оружием, пронзаем душу Той, Которая непрестанно печется о нашем спасении. Тогда Всемилостивая как бы говорит нам, как некогда Своему возлюбленному Сыну: «Чадо, что ты сделал с Нами? Вот Отец твой и Я с великой скорбью искали тебя» (Лк. 2, 48). А Отец здесь уже не праведный Иосиф, а ищущий спасения грешника милосердный Отец Небесный, взывающий к Своему заблудшему созданию: «Адам, где ты?» (Быт. 3,9).

Ныне и всегда Младенец Христос рождается в наших душах, чтобы, по слову Евангелиста, из года в год «преуспевать в премудрости и любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52). Не будем же изгонять Его своими грехами и нерадением, не будем огорчать человеколюбную утробу Его Пречистой Матери. Пока мы живы, нам дарована счастливая возможность своими делами и самым духом Христовым в нас прославлять на земле пришествие Спасителя. И в наших же силах воспевать славную Владычицу нашу Богородицу подражанием Ей в чистоте, трезвении, смирение и любви. «Христос рождается, славите». Аминь.

[1] Припевы к тропарям 9-й песни канона Рождеству Христову. Стихира 3-я на хвалитех службы праздника.

[2] Цит. по: Настольная книга священнослужителя, М. 1988, т.5, с.371.

[3] Там же. с. 373.

Произнесена 7 января 2000 г. (1 курс МДА) на всенощном бдении в Покровском академическом храме.