О воскресении души

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! В эти радостные дни, когда наша Церковь торжественно празднует Светлое Христово Воскресение, хотелось бы поглубже задуматься над тем, что составляет существо нашего воскресения с Господом, над тем, что мы имеем в своей душе ныне и к чему стремимся.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8), – говорит Господь в Нагорной проповеди. Какие это замечательные, глубокие слова, как много они говорят тем, кто ищет спасения! Здесь указана и цель нашей жизни – преискреннее единение с Богом, – и путь к этой цели, лежащий через очищение себя от всего наносного и греховного, обещано и блаженство тем, кто решится отвергнуть суетные пристрастия мира и узреть в своем сердце Господа. Именно в себе, в своем сердце и уме можно увидеть Бога, потому что Он недоступен пяти нашим чувствам, и лишь по мере приобщения благодати открываются внутренние очи души. Но чтобы принять в свою душевную храмину Самого Господа, необходимо освободить ее от всего Ему враждебного, от ненужного хлама и грязи, а затем украсить ее самым ценным, что мы в силах приобрести. И вот, дорогие отцы, братья и сестры, в продолжение минувшего поста мы как раз и очищали свое сердце от наслоений греха, изгоняли страсти, омывались слезами покаяния, обустраивая свою душу всякими добродетелями. И все это единственно для того, чтобы, спогребшись Христу покаянием, воскреснуть вместе с Ним. Или чтобы Он Сам, соединившись с нами в таинстве святого Причащения, совоскресил нас с Собою.

«Воскресение души, – говорит прп. Симеон Новый Богослов, – есть соединение ее с жизнью, которая есть Христос. Как тело мертвое, если не восприимет в себя живой души… не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама о себе, если не соединится неизреченным соединением… с Богом, Который воистину есть Жизнь вечная. И тогда только, как соединится она с Богом и таким образом воскреснет силою Христовою, удостоится она узреть мысленно и таинственное воскресение Христово»[1]. Действительно, ведь недостаточно лишь верить, что Господь спас человечество от греха и смерти; чтобы получить пользу душе, надо увидеть действие этого спасения в самих себе, самим ощутить радость духовной свободы. Тогда искренне, от сердечного опыта мы воскликнем со всей Церковью: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу». Если же кто хоть в малой мере не воспринял воскресения своей души, то он духовно мертв и не может еще по-настоящему поклоняться Господу, ибо, как говорит Апостол, «поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24).

Но как определить: воскресла ли моя душа с Господом, или смерть все еще властвует в ней? Слова Спасителя, дающие ответ на этот вопрос, просты и нелицеприятны: «По плодам их узнаете их Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плода добрые» (Мф 7, 16, 18). Плоды добрые, или плоды духа, по Апостолу это: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милоседие, вера, кротость, воздержание», и источник их – благодатная жизнь во Христе (Гал. 5, 22). Для того Господь и пришел на землю, пострадал и воскрес, чтобы дать нам силу оставить нечестие и начать «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). И прп. Исаия говорит: «Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды»[2]. А не имеющий этих плодов в себе еще не родился от Бога. Он по-прежнему сидит во тьме и сени смертной и пожинает иные плоды: любовь к мирской суете, вражду, неприятие к ближним, похоть, гнев, печаль и тому подобное. Эти порождения плотского мудрования, несытости души и эгоизма имеют один источник – неверие и отчужденность от Бога и свидетельствуют о мертвости духа. Таковым прп. Симеон Новый Богослов выносит грозный, но справедливый приговор: «Если какой христианин не знает, что для спасения необходимо быть обновлену и воссоздану, войти в обоженное состояние благодатною силою и действием Христа Спасителя, соделаться новой тварью и новым человеком, – для чего Бог стал плотью, – тщетно называется он христианином. Ибо если не совершилось еще в нем такое изменение, то все другое ни к чему не служит… он находится вне спасительной силы христианства, и имя Христово не принесет ему никакой пользы»[3].

Да не случится сего ослепления, отцы, братья и сестры, с нами, познавшими каждый в свою меру животворящее действие благодати Божией, но усердным исполнением заповедей уготовим себя в «жилище Божие духом» (Еф. 2, 22). И будем подражать Самому Господу, как призывает нас апостол Павел: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.6, 9-11).

И еще: «…если вы воскресли со Христом, то ищите горнего… О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 12, 14).

Поэтому, празднуя Светлое Христово Воскресение, будем внимательны к себе и осторожны, чтобы вместе с довольством плоти не воскресить в душе страстей, помрачающих сердце и отгоняющих благодать Божию.

Господь открыл нам путь к вечной радости и дал силу наступать на грех. Смерть сокрушена и отныне уже не удаляет, а приближает нас к жизни. Итак, восстанем от сна, воскреснем из мертвых и просветит нас Христос. Аминь.

[1] Прп. Симеон Новый Богослов. Творения. М., 1892, т. 1, слово 29, с. 256.

[2] Цит. по: Настольная книга священнослужителя, М., 1994. Т. 5. С. 551.

[3] Прп. Симеон Новый Богослов. Творения. М., 1892. Т. 1, слово 29, с. 259.

Произнесена 17 апреля 1999 г. (4 класс МДС) на всенощном бдении в семинарском храме Иоанна Лествичника.