Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! В эти светлые дни явления в мир Господа нашего Иисуса Христа мы собрались сегодня, чтобы воспеть чудное событие Обрезания Богомладенца, воспринятое Им в образ обрезания нерукотворедного, т.е. отречения от страстей во святом Крещении. Приняв на Себя плоть человеческую для исцеления нашего естества, Спаситель теперь делом дает понять, что для этого исцеления требуется от нас.

Отдавая Себя за людей без остатка, Богочеловек ждет ответного стремления, чтобы мы отдали свое сердце чистоте, благости любви, обрезав его для греховных, губящих душу чувств. Целомудрие, негреховная целостная мудрость – вот что делает нас достойными любви Божией, возводя от хаоса и суеты к красоте и гармонии Царства Небесного.

Поистине огромны заслуги перед Церковью ныне прославляемого ею свт. Василия Великого. Во время арианской многолетней смуты он был средоточием православных пастырей Востока, своей твердостью, писаниями и неусыпными трудами отстаивал правду православия перед большинством заблуждавшихся; он первый признал необходимость включить в Символ веры учение о Святом Духе, что и было сделано Отцами II-го Вселенского собора; его литургия, молитвы, правила для монахов и мирян и по сей день составляют неотъемлемую часть Св. Предания и литургической жизни Церкви. И все это плоды целомудрия Святителя, т.е. особой целостности и устремленности к Богу его души, при которых тускнеет и уходит на задний план всякое чрезмерное увлечение преходящим. Видя это усердие любомудрого Василия, жажду всего истинного и полезного, Господь умудрил, освятил и поставил его столпом в Церкви Своей как образец для всех современных ему и последующих христиан.

Добродетель целомудрия, как мы видим, не ограничивается охранением возлюбившего её от плотского любострастия, но, зажигая человека желанием совершенства, устраняет суету, ограждает его от всего для этой цели бесполезного и ведет все выше в иерархии ценностей, пока не поставит его пред Бога в сонме Святых. «Целомудрие, – по определению свт. Василия Великого, – есть истинная соединенная с сознанием сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая остатки нечистых движений»[1]. Именно сила, собирающая раздробленный падением образ Божий в человеке и приближающая его к подобию Божества. Бог есть истинная жизнь, и уподобление Егo совершенствам приносит блаженство, но грех отделяет нас от Его любвии ослепляет душу. Человек призван быть богом по благодати, царем творения, но из-за страстной слепоты и нерадения разменивает царство на суету и скоротечные удовольствия: получив от Отца Небесного всю полноту бытия, сын малодушно запирается от любви и света в тесных стенах эгоизма, собрав туда на свою погибель груду излюбленных вещей и привычек. Любящий Бога непременно возненавидит и будет отметать все, мешающее ему на пути к совершенной любви, истинной свободе. А это и есть целомудрие, чтобы жить по вере, не разделяясь в самом себе, не двоедушничая и не разрушая созидаемого. И эта же добродетель делает и хранит всходы небесного сеяния в наших душах. «Препоясанный целомудрием, – говорит свт. Григорий Нисский, – живет во свете чистой совести, потому что светильник дерзновения озаряет жизнь, идуша бодрствует в свете истины и не поддается обману, не приводится в безумие ни одной из земных грез»[2].

Кто из верных не желает в большей мере, чем имеет, приобщиться к этой царице добродетелей? Ведь целомудрие, по слову прп. Иоанна Лествичника, есть «всеобъемлющее название всех добродетелей»[3]. А свт. Иоанн Златоуст называет его «небесным приобретением, уделом ангелов, даром Божиим»[4]. Поистине, как бы мы ни желали и не старались приобрести цельность души и чистоту помыслов, дарование целомудрия в руках Божиих, и только благодать может поднять нас выше собственной природы. Но все же Господь смотрит на произволение: действительно ли мы хотим стать чистыми, удаляемся ли от греха или, ослепив совесть неподчинением, идем по жизни без разбора?

Если же покажем свое желание усердным воздержанием от всего неугодного Богу, Господь в свое время освятит храмину души, чтобы обитала в ней благодать. «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий»[5], – говорит прп. Ефрем Сирин.

Но как нельзя пробрести целомудрия без воздержания, так невозможно и сохранить его, не воздерживая всячески душу и тело от недолжного. Именно в этом нас убеждает свт. Василий, говоря, что «надо упражняться в воздержании, которое служит надежным стражем целомудрия и не позволяет вождю – уму порываться туда и сюда»[6].

Потому, дорогие отцы, братья и сестры, для нас было бы благоразумным внять увещаниям небоявленного Василия с сонмом богомудрых Отцов и позаботиться о приобретении этой необходимой добродетели, чтобы восходить в наше небесное отечество путем поистине царским.

Молитвами свт. Василия и всех святых, наипаче же милостью Божией, да будем все мы, обрезавшие сердца наши верою, «мудри яко змия и цели яко голубие» (Мф. 10, 16), и да сподобимся славить и благодарить Господа всей полнотой возрожденной души в ликах возлюбивших Его. Аминь.


[1] Цит. по: Настольная книга священнослужителя. M.: 1994, Т. 7, с. 536.

[2] Цит. по: Настольная книга священнослужителя. M.: 1994, Т. 7, с. 536.

[3] Там же, с. 535.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Цит. по: Настольная книга священнослужителя. М.: 1994. Т. 7, с. 536.

Произнесена 13 января 1999 г. (3 класс МДС) на всенощном бдении в Покровском академическом храме.