О рождении духовном и о подражании Богоматери

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами соединились в общей молитве, чтобы почтить Заступницу Усердную, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, подававшую и доныне подающую нам бесчисленные милости через Казанскую свою икону. Этот чудотворный Ее образ, более всех других почитаемый в России, был явлен для укрепления православной веры в Казани вскоре после присоединения этого города к русскому государству. Казанский образ Божией Матери в 1612 году спас Москву от поляков, а во время Великой Отечественной войны им были избавлены от врагов не только столица и город на Неве, но и вся Россия.

Из века в век, из поколения в поколение искренне верующие русские люди изливали пред иконой Богоматери скорбь и тоску по небу измученной невзгодами души, обретая избавление от бед и сердечный покой. Воистину, нет счета милостям, оказанным Божией Матерью страждущим христианам на протяжении всей русской истории. Да и едва ли может мысль человеческая охватить все благодеяния Пресвятой Богородицы хотя бы в одной только человеческой жизни…

Но оставим вехи истории и не будем исчислять неисчислимое, а обратимся к вечному значению образа Богоматери для верующей души. К чему призывается каждый, крестившийся во имя Святой Живоначальной Троицы и приявший власть и ответственность быть чадом Божиим? К тому, чтобы родиться духовно, совлечься ветхого человека и стать новой тварью во Христе, по-иному действующей, чувствующей и мыслящей. Чтобы движущей силой во всей нашей деятельности был не эгоизм, не чувственность, заставляющие нас служить всевозможным бездушным идолам, а бескорыстная, самоотверженная любовь к Богу и ближнему, для которой только и создан человек. Поэтому совершенно необходимо оставить все ветхое и соединиться с Богом всем своим существом. Тогда только плод наших добродетелей будет угоден Богу, ибо, по слову апостола Иоанна Богослова, «всяк творяй правду от Него родися» (1 Ин. 2, 29).

И вот перед нами образ, и пример, и даже призыв к принятию Божества в храмину своей души – икона Богоматери с Превечным Младенцем. Перед нами Та, Которая, будучи земной, стала матерью небесного Нового Адама; будучи ограниченной, как все сотворенное, стала Одушевленным Храмом Божества, невместимого и всем миром; будучи одного с нами естества, всегда ублажается как Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, Царица Неба и Земли. Она первая познала обожение, став лествицей, по которой Бог сошел к падшему человечеству.

И теперь Господь стоит у дверей нашего сердца, желая войти и преобразить все наше внутреннее содержание. Последуем же примеру Пречистой Девы, смиренно ответившей благовестившему: «Се, раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38). Примем Христа в свои души, ибо это воистину необходимо для нашего спасения. И если мы примем Его, то из немощных станем сильными, из грешных – святыми, из унылых и расслабленных – горящими любовью и ревностью к добрым делам. И это будет единственно действенным свидетельством воскресения Христова перед внешними. Если же не примем Духа Божия, не родимся свыше, если праведность наша не превзойдет праведности просто хорошего человека из мира, то благовестие спасения останется для нас без пользы. «О, если бы только без пользы…» (Гал. 3,4) – воздыхает апостол Павел о тех христианах, которые сами не входят в блаженство Царствия Небесного и другим мешают войти примером своей косности.

Но что же нужно делать, чтобы стать достойной обителью Духа Святого? Прежде всего нужно познать свое недостоинство и нужду в помощи Божией, без которой мы не только сделать ничего доброго не можем, но даже правильно помыслить. И затем, при содействии Божией благодати, молитвой, воздержанием и милостыней трудиться над созиданием храма своей души, подражая добродетелям названной Селением Бога и Слова и Палатой всех Царя. Она имела великую веру, огненную ревность служения Богу и глубочайшее смирение, и мы, хоть в малой мере, будем уподобляться Ей. Она умом непрестанно была с Господом, за все благодарила и радовалась духом, будем и мы стараться убегать суеты, чаще вознося свой ум и сердце ко Христу и Его Пречистой Матери. Она пронесла свое упование через все скорби, бедность, напраслины, и мы понесем свой крест с терпением. И тогда Ее милостивным предстательством и помощью сможем уже в этой временной жизни сказать вместе с Пророком: «Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли. Не падем, но падут вси живущии на земли» (Ис. 26, 18)[1].

Пресвятая Владычице наша Богородице, возведи нас от земли суеты и страстей на небо добродетелей, да будем и мы храмом Сына Твоего и Бога нашего Иисуса Христа во веки. Аминь.


[1] Цит. по: Псалтирь. Библейские песни. Песнь 3-я.

Произнесена 20 июля 1998 г. (3 класс МДС) на всенощном бдении праздника Казанской иконы Божией Матери в Покровском академическом храме.