О добродетели верности Богу

Отцы и братья! В наступивший день Святая Церковь чтит память сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, можно сказать, перво-новомученика Российского, убиенного богоборческой властью 80 лет назад. Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которого бесчисленное количество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11). Новомученики и исповедники Российские стали теми зернами, гибель которых вызвала к жизни ростки нашего стремления к Богу, и их молитвами мы обрели бесценный дар веры. Но, ощущая единение с этими ближайшими к нам по времени святыми и сорадуясь их победе над смертью, мы не можем не задать себе вопрос: сумеем ли мы достойно вынести все предназначенные нам испытания и остаться до конца верными своему Господу? Чтобы любовь ко Христу в час искушений превозмогла в нас ветхого человека с его плотским мудрованием, мы должны утверждать свой благой выбор каждодневно, во всех жизненных обстоятельствах. Поэтому надо учиться у святых их верности Богу, Его Церкви, Христовым заповедям, подражать их верности своему долгу и служению.

Житие сщмч. Владимира являет нам образец преданного и самоотверженного служения Церкви на протяжении всего его нелегкого жизненного пути. Будущий Святитель родился в 1848 году в семье священника Никифора Богоявленского и при крещении получил имя Василий. Окончив у себя на родине, в Тамбове, духовное училище и семинарию, он завершил свое образование в Киевской Духовной Академии и потом несколько лет преподавал в Тамбовской семинарии. Там же он был рукоположен во пресвитера, но уже через четыре года умирают его жена и единственный ребенок. Увидев в этом трагическом событии действие Промысла Божия, молодой священник принимает постриг с именем Владимир. Сразу же он был поставлен настоятелем монастыря в г. Козлове, затем в Великом Новгороде, а вскоре, через два года после пострижения, на архимандрита Владимира Церковью было возложено новое, более высокое и ответственное, архипастырское послушание.

Преосвященный Владимир обладал незаурядными способностями пастыря, проповедника и организатора, относился к своему служению добросовестно и быстро приводил в порядок дела в порученных ему епархиях. Рукоположенный во епископа Старорусского, он вскоре был переведен в Самару, затем стал экзархом Грузии, после чего последовало его назначение на Московскую кафедру, которую митрополит Владимир возглавлял 14 лет. Вспоминая о его служении в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердце церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены 1904–1905 гг., когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви». В 1912 году Высокопреосвященнейший Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания Первенствующего Члена Святейшего Синода.

Святейший Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности митрополита Владимира в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось».

Через три года служения в Петербурге митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру. Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Владыку оскорбляли, ему угрожали расправой, желая заставить его признать автокефалию Украинской Церкви, но он оставался непреклонен. 25 января 1918 года вооруженные солдаты ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Вот достойная кончина верного и истинного служителя Божия, всю свою жизнь ревновавшего о славе Божией и вошедшего в радость Господина своего! Ибо Господь, по словам святейшего патриарха Тихона, за эту ревность увенчал его мученической кончиной, и на нем исполнилось слово апостола Павла, который говорит: «Вам дано не только веровать во Христа, но и пострадать за Него» (Филип. 1, 29).

Отцы и братья! Большинству из нас в жизни предстоит принять и понести великий дар священства. И, говоря словами апостола Павла, «каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4, 1-2). Поэтому не будем беспечны, постараемся усвоить умом и сердцем сокровенное богатство Православной веры, опытно пережить и тяжесть борьбы с грехом, и благодатные утешения от Бога. А для этого нужно жить по вере, в каждой, казалось бы, незначительной ситуации поступая по евангельским заповедям. И если мы при помощи Божией сумеем обновить сосуд своей души и удержать в ней благодать рукоположения, то с радостью донесем до конца благое иго Христово.

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», – сказал Господь (Лк. 16, 10). Быть верным в малом, значит стремиться исполнять волю Божию о нас во всем без исключения, чтобы соответствовать своему призванию в служении Богу и ближним. Прислушаемся же к словам апостола Петра, сказавшего: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание, так поступая никогда не преткнетесь» (2 Петр. 1, 10). Аминь.

Первая проповедь, произнесена 6 февраля 1998 г. в 3-м классе МДС на вечерней молитве в Покровском академическом храме.