Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь (Лк. 8, 16-18).
Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 22-31).
Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, той Жены, Семя Которой – Спаситель мира Христос – стерло главу змия. Помимо радости исполнения пророчества, данного людям еще в раю, этот праздник учит нас верить, надеяться и не сдаваться в духовной брани, даже если нам кажется порой, что мы духовно бесплодны. Ведь св. праведные Иоаким и Анна состарились в молитвах, терпя от окружающих поношения за бесчадность, прежде чем Бог услышал их мольбу. Зато дарованный им за терпение в вере плод чрева превзошел в славе и совершенстве не только всех живших на земле людей, но и бесплотных Ангелов, ибо от их Дочери, Которую ублажают все роды, произошло спасение миру.
Мы же, идущие духовным путем, когда вдруг увидим, что из мира обычных людей, из Египта страстей мы уже вышли, а в Землю Обетованную еще не пришли, застряв где-то в бесплодной пустыне, начинаем унывать и завидовать тем, кто преуспел в мирских делах. От этого наша надежда ослабевает, вера колеблется, а враг, пользуясь моментом, всевает различные сомнения.
Но не надо забывать, что наши цели неизмеримо выше мирских и требуют больше сил, трудов и великого терпения, причем терпеть надо не только других, но и себя. Как небо отстоит от земли, так и духовное совершенство превосходит все мирские ценности. Да оно и вообще недостижимо своими силами без Бога, и чтобы получить Его помощь, надо тысячу раз смириться, иначе Он не будет жить и действовать в нас.
Сегодня мы чтим память и другой святой Анны, матери пророка Самуила, житие которой не менее поучительно и говорит о том же. Она была второй женой своего мужа и, в отличие от первой, много лет не могла дать ему детей, но не унывала и продолжала молиться с верой. Один раз, когда она молилась на ступенях храма, беззвучно шевеля губами и обещая посвятить Богу будущего ребенка, священник Илий даже подумал, что она пьяна. Так выглядит наша вера в глазах рационального рассудка. Но она, будучи пророчицей, ответила: «Нет, я не пьяна, но изливаю душу свою Господу». Бог щедро вознаградил ее твердую веру и надежду, даровав ей не только небесный плод – славу Израиля, последнего судью и пророка Самуила, – но и земную радость, ибо после она родила мужу еще троих сыновей и двух дочерей.
Поистине, «возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, – как говорит сегодня апостол Павел словами пророка Исаии, – потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Господь иногда намеренно оставляет Своих чад, чтобы они научились действовать самостоятельно. Духовный плод требует больше времени для созревания, но достоинство его в очах Божиих несравненно выше. Да, христианский и особенно монашеский подвиг не виден снаружи и непонятен людям мира, но рано или поздно он проявится и засияет.
Об этом как раз говорит сегодняшнее Евангелие: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Так и Бог, призвав нас на этот путь, позаботится, чтобы свет наших душ был виден, здесь ли, или в Царстве света. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» Это относится и к скрытой добродетели, которой суждено обнаружиться, и к тайным грехам. Если с ними не бороться и не каяться в них, они окрепнут и когда-то станут явными всем. Евангелие дня напоминает об Иуде, который настолько был ослеплен страстью сребролюбия, что не постыдился предать своего Друга и Учителя, погубив свою душу и став самым презренным в истории человеком.
Итак, Господь призывает нас не ослабевать в вере и духовном подвиге, надеясь на Бога и не обращая внимания на насмешки, непонимание людей мира. Но что говорить о занимающихся «землей» или язычниках, если даже представители главных монотеистических мировых религий не вмещают своим умом сути и величия православия?! В апостольском чтении на Зачатие св. Павел проводит глубокую аналогию между двумя Заветами Бога с человеком и детьми патриарха Авраама. Один его сын, Исмаил, был рожден от рабыни Агари, а другой, Исаак, – от свободной, т.е. от Сарры. Первый рожден по плоти и обречен быть рабом плоти и буквы, а второй появился чудесным образом по обетованию, чтобы наследовать свободу. К чадам Агари Апостол относит иудеев, пребывающих в рабстве закону и плоти, чад нынешнего Иерусалима, к которым позднее присоединились и собственно агаряне – мусульмане, которые в своей религиозности тоже ограничиваются исполнением определенных обрядов, пребывая в узах плоти.
Мы же, чада Нового Завета, свободны от буквы закона и не привязаны к плоти, потому что Христос освободил нас, сделав духовными. Наша мать – Вышний Иерусалим, Святая Церковь рождает детей не для мира сего, в глазах которого она выглядит неплодной и нерождающей, бесполезной, а для неба. И чад этих гораздо больше, потому что они славны и велики пред Богом, а это условие вечной жизни, в то время как большие по численности чада земли, удалившись от Бога, не реализовали себя в вечности.
Что же советует Апостол чадам света? Словами Писания он говорит: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Т.е. изгони из своей души страсти как рабство плоти, изгони формализм и юридизм как рабство форме, букве и преданиям человеческим. Все это мертвит, уводит от жизни, в то время как дух животворит. Стань духовным, а значит, подлинно свободным, и тогда будешь многоплодным и многочадным и наследуешь Божие достояние, вечное Царствие Христово, уготованное мудрым, верным, терпеливым и твердо уповающим на Бога, спасающего возлюбивших Его. Аминь.