«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 32-40).
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, Господь призывает нас очнуться ото сна, бодрствовать, чтобы на деле быть солью земли и светом для мира. Уча нас не заботиться чрезмерно о еде и одежде подобно не знающим Отца язычникам, Спаситель призывает прежде всего искать Царствия Небесного, а об остальном позаботится Бог. Как гласит не вошедшее в Евангелие изречение Христа, приводимое св. Климентом Александрийским, «проси о великом, Бог даст тебе и малое» (Строматы, 1, 24, 158).
Многозаботливость, граничащая с маловерием, рассеивает наши силы, которые должны быть направлены на главное, но не менее нас окрадывает и страх, боязнь каких-то будущих опасностей, которых может и не быть. Поэтому Господь говорит: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».
Хотя последователей Христа на земле мало, подобно цветущему винограднику в огромной пустыне, разорить который покушаются дикие звери, мы не должны бояться, потому что защитник наш – Великий Виноградарь и Пастырь. Пусть стадо верных невелико, но именно ему Бог благоволил дать Свое наследие. Не по нашим заслугам, а по благодати, только бы мы были верными Его «овцами», такими, какими Он хочет нас видеть. Верные, кроткие, смиренные, незлобивые чада Христовы, несмотря ни на какие скорби и искушения, всегда исполнены надежды наследовать это Царство.
Но чтобы соответствовать, нужно духовно трудиться в добре. И потому Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню». Т.е. то, что дано вам взаймы в этой жизни – материальные блага, время, силы, таланты, – используйте в духовной купле, чтобы приобрести себе сокровище на небесах, законное, неотъемлемое и неоскудеваемое, которому не повредят ни моль, ни воры.
«Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет», – добавляет Господь. Это значит, что, делая добро и увеличивая этим свое сокровище на Небе, мы постепенно сердцем переселяемся туда и пребываем с Господом, в Царстве любви и добра. И это не удивительно. Поступающий по правде стремится к свету, ибо дела его в Боге соделаны, по слову ап. Иоанна Богослова (Ср. Ин. 3, 21).
«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи», – призывает Спаситель. Мы должны всегда ждать нашего Господа, Который вознесся от нас на небо и обещал прийти в мир во второй раз. Но Он не открыл нам времени Своего Пришествия, которое может произойти внезапно, неожиданно, как, впрочем, и смерть, которая также проведет черту между деятельностью и судом. А Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу» (Иустин Философ, мч., Диалог с Трифоном иудеем, 47).
Поэтому нам надо быть препоясанными истиной, готовыми на добрые дела, бодрствовать в ночи, держа зажженным светильник добрых дел. Немного ниже по тексту Господь говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12 ,49). Этот огонь любви ко Господу, ревность о Боге питается елеем благочестия, благодатью Святого Духа. А она, в свою очередь, преумножается молитвой и жизнью во Христе. Если же мы успокаиваемся на достигнутом и погружаемся в духовный сон, надеясь на свои прошлые заслуги, то рискуем разделить участь немудрых дев, которые остались за дверями Небесного Чертога.
Поэтому всякая христианская душа должна бодрствовать, ожидая своего Небесного Жениха Христа. Она всегда, в любой момент дня и ночи, должна быть готовой узнать Его и встретить с любовью, как бы Он ни пришел, под видом ли нуждающегося ближнего, в виде ли разных обстоятельств или испытаний.
Если мы всегда будем готовы отреагировать по-христиански на всякое слово, дело и обстоятельство нашей жизни, имея при этом добрые помыслы, мы в себе уже будем носить начало блаженства, потому что Сам Господь препояшется и будет служить нам, услаждая наши ум и сердце радостью, миром, ведением и другими дарами Святого Духа.
Если же сердца наши будут отягчены объедением и пьянством, многозаботливостью, суетой, страхами, пристрастиями, то когда бы ни посетил нас Господь, когда бы ни пришел духовно экзаменовать нас, мы всегда будем не готовы. Господь намеренно не открывает нам ни сроков Своего Второго Пришествия, ни дня нашей смерти, ни даже времени земных испытаний и проверок, чтобы мы бодрствовали и являлись христианами в жизни, а не казались ими.
Как надо себя вести, чтобы подготовиться к испытаниям, к посещениям Господа? Надо бодрствовать и трезвиться, о чем сегодня говорит Господь, т.е. учиться реагировать по-христиански на всякое мелкое и, казалось бы, незначительное обстоятельство в нашей жизни, слово или поступок ближнего, на все, что случается с нами, и тогда серьезное испытание не застигнет нас врасплох.
Итак, будем внимать себе и воспитывать в себе дух Христовой любви, чтобы эта любовь переселила наше сердце в небесные обители, к сокровищу нашей чистой совести. И тогда пришествие Христово будет для нас ожидаемым и желанным, и мы вместе с древними христианами всегда будем восклицать: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Аминь.