Сегодня, дорогие братья и сестры, мы собрались в храме, чтобы почтить любовью память великого Апостола Христова Андрея.
В чем было достоинство и главная заслуга Апостолов? В том, что они первые сердцем восприняли Благую Весть, приняли Христа всей душой как Спасителя мира, а потом остались верными Ему до конца и, несмотря на великие трудности и опасности, распространили Евангелие по всему миру. Причем простота и малообразованность бедных рыбаков нисколько не помешала этим целям, даже способствовала их смиренному настроению и всецелому упованию на Христа, раскрывшего перед ними от века сокровенную премудрость Божию (1 Кор. 2, 6-9) и пославшего на них все дары Святого Духа.
Апостол Андрей был одним из лучших учеников Христовых, он называется Первозванным, потому что первым принял этот призыв Бога, сердцем узнал Мессию и привел к Нему своего родного брата Петра. Услышав проповедь Предтечи о грядущем Спасителе, он вместе с Иоанном Богословом последовал за учителем покаяния, а когда тот указал им на Христа: «Вот агнец Божий, взявший на Себя грехи мира», – оставил земного проповедника и последовал за Небесным. Иоанн и Андрей пришли за Господом к Нему домой и пробыли у Него весь тот день, а потом привели к Спасителю своих братьев: Петра и Иакова.
После этого Христос, проходя по берегу Геннисаретского озера, пригласил рыбаков следовать за Ним, обещая сделать ловцами человеков, и они, все оставив, тут же пошли. Перед их глазами Господь жил, проповедовал, творил чудеса, исцеляя неизлечимых больных, изгоняя бесов и воскрешая мертвых, а они запечатлевали в душе Его образ и учение. На их долю выпало совершить даже больше чудес, потому что Господь проповедовал только сынам дома Израилева, а Апостолам достался весь мир. Именем Христа и силой Божией они, действительно, совершили многие чудеса, помогавшие убеждать и утверждавшие слово их проповеди. Один только апостол Андрей воскресил из мертвых не менее пятидесяти человек, как мы читаем в сказаниях о нем.
«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение», – так пророчествовал об Апостолах Христовых св. Исаия (Ис. 52, 7). Если даже камни Святой Земли проповедуют и благовествуют о Христе, о времени пришествия Бога в мир, так что весь мир едет сюда в паломничество, то что говорить о живых самовидцах и слугах Слова, насколько важнее и действеннее их свидетельство?! Они сообщали истосковавшимся по правде людям, сидевшим во тьме язычества, свидетельство о победе Христа над смертью, благовествовали сердечный мир и спасение от греха и смерти.
Еще будучи с Господом, св. Андрей заботился о людях, старался привести их ко Христу. Мы знаем из Евангелия, что он вместе с Филиппом привел к Нему первых эллинов, греков, бывших еще язычниками. Греки очень любят это место Евангелия, где о них говорится, и вообще особо почитают св. Андрея. Ведь по апостольскому жребию ему досталось проповедовать в их землях, в Вифинии, Пропонтиде, Фракии, Македонии, Ахаии, Фессалии и Элладе, даже в маленьком городке Византии, будущем Константинополе и столице Византийской империи. Из Понта, т.е. Черного моря, он отправился проповедовать в наши края – земли Скифии, – а далее поднялся по Днепру до киевских гор и благословил то место, как мы знаем. А по некоторым версиям предания он поднялся еще выше, до самого Новгорода и уже оттуда отправился в Рим. И хотя и по ныне продолжаются споры относительно подлинности этого предания, св. Андрей, несомненно, является небесным покровителем Русской Православной Церкви и связующим звеном, соединяющим ее с греческим православным миром.
Конечно, прекрасна проповедь истины и спасения, однако всегда это было не простым делом и уделом людей смелых, не даром греческое имя Апостола переводится как «мужественный». Люди, как правило, не быстро меняют свои убеждения, доставшиеся им по наследству от отцов и дедов. Есть и прямо заинтересованные в поддержании культа: жрецы, обслуживающие идолов ремесленники, которые активно противодействуют новому учению. Поэтому идти в незнакомые земли проповедовать новую веру, которая призвана перевернуть весь уклад жизни, было верхом мужества и живого упования на Промысл Божий.
«Даже доныне, – говорит сегодня апостол Павел, – терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1 Кор. 4, 11-12). Не меньшие трудности претерпел за свою проповедь и апостол Андрей. Он был побиваем камнями, гоним, даже мученическую кончину, которую претерпели все Апостолы, принял на кресте особой формы. Его не прибивали ко кресту, чтобы он дольше мучился, но он и оттуда проповедовал. И плоды его проповеди были велики: он просветил ею все греческие страны. С ним пребывала сила Божия, хранившая его и делавшая его проповедь действенной.
Сегодня в Евангелии фарисеи вопрошают Христа, какой силой и властью Он творит чудеса, а Он, желая показать их лукавство и предвзятость, спросил в свою очередь: «Крещение Иоанново с небесе было или от человек?» И они отказались отвечать, поскольку боялись народа, ведь любой ответ обличил бы их лицемерие или неверие. Но мы с вами твердо веруем и исповедуем, что и свидетельство Иоанна Предтечи, и учение Господа нашего Иисуса Христа, и проповедь Апостолов были даны людям с Неба, иначе они не имели бы такого успеха и не повлияли бы так на историю человечества. А если с Неба, то не редактировать и переиначивать на свой лад надо это откровение, как пытаются некоторые на Западе, а следовать этому учению и воплощать его в своей жизни во спасение.
И если мы поступаем так, то становимся продолжателями и преемниками святых Апостолов в их миссии распространения спасительного благовестия, их соработниками на ниве Христовой. А тогда и к нам обращено обещание Господа быть с нами до скончания века и подавать все необходимое для проповеди, вплоть до творения чудес, если понадобится. А самое главное – располагать сердца слушающих к принятию слова. Будем молиться апостолу Андрею, чтобы он научил нас этой цельности, последовательности и верности Христу, которые являются самой действенной проповедью для окружающих нас людей. «Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Аминь.