Поднять очи к Небу. Знамение Пресвятой Богородицы

Сегодня мы чтим образ Божией Матери «Знамение», избавивший новгородцев в ХII веке от осады суздальцами во главе с благоверным князем Андреем Боголюбским. Мы не знаем причины возникновения этого конфликта, ведь и новгородцы ходили на другие уделы войной. Знаем лишь, что обе стороны исповедовали православную веру, призывали Бога и святых себе на помощь, но война их по своей сути была братоубийственной междоусобицей. Чему же учит нас этот образ, какое знамение дает нам Пресвятая Владычица Богородица?

Первое, что приходит на ум в дни Рождественского поста, когда мы ожидаем пришествия в наш мир Бога, это слова пророка Исаии, который говорит: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил», что значит «С нами Бог» (Ис. 7, 14). Действительно, глядя на икону, мы видим благословляющего Отрока Иисуса на лоне Пречистой Девы.

Бог с нами, но можем ли мы вместить Его в свое малое сердце? И вот на иконе «Знамение», которая относится к типу «Оранта», т.е. молящаяся, Пресвятая Богородица изображена с воздетыми в молитве руками. Она, вместившая в Своей пречистой утробе Невместимого, будто указывает на небо и говорит: «Оставьте землю и взирайте горе, ищите прежде всего Царствия Небесного, и тогда Сын Мой будет всегда с вами, а все необходимое приложится».

К сожалению, люди, и даже верующие, как правило, ищут для себя блага на земле, а к небу глаза поднимают только в случае крайней нужды. Они настолько увлекаются преследованием этих земных целей, что начинают драться друг с другом за власть, за первенство, за тленные блага, уподобляясь диким зверям и доходя до убийства подобных себе людей: чьих-то отцов, сыновей и братьев.

Нечто подобное произошло и в Новгороде в 1170 г., когда междоусобная брань привела к стенам города войска нескольких других удельных княжеств. В пылу и ожесточении противостояния боя каждый метил копьем, стрелой, мечом в сердце ближнего. Но новгородцы были в невыгодном положении, близки к поражению и, наконец, обратили свои взоры к небу, потому что больше им помощи ждать было неоткуда.

После трех дней усердной молитвы святителю новгородскому Илии было во сне повеление взять икону Божией Матери и обнести ее по стенам города. Пресвятая Богородица хотела усовестить враждующих, напомнить им о заповедях Сына Своего, о том, что люди созданы на добрые дела, для мира и любви. Но более многочисленные и успешные осаждающие настолько увлеклись, что замахнулись даже на примиряющую руку Божию и осыпали стрелами крестный ход, шедший по стене.

Перейдя эту запретную грань, они лишились последней правды и потерпели позорное поражение. Когда одна из стрел вонзилась в икону Пресвятой Богородицы, из глаз Пречистой потекли слезы, образ отвернулся от нападающих и повернулся к городу. И тут же страх и безумие напали на атакующих, так что они стали убивать друг друга, а новгородцы воодушевились и одержали полную победу.

Мы видим, что никогда Божия Матерь не оставляет в беде людей, слезно просящих Ее о помощи. Но мы видим и то, что междоусобица, которая мучила русские православные княжества на протяжении веков и привела, в конце концов, к многолетнему татарскому игу, – это детище дьявола, который, поощряя наши земные вожделения и страсти, привязывает этим к земле, делает рабами плоти и раздувает вражду и ненависть.

Когда же общая беда – засилье иноплеменников – заставила русских людей поднять очи к небу, и они увидели друг в друге братьев и ближних, мало-помалу русские княжества объединились вокруг ценностей Евангелия, Христовых заповедей и образовали мощное и славное государство, к которому присоединились и многие не знавшие Христа народы.

О подобном обращении от земли к небу мы слышали сегодня в воскресном Евангелии. Господь наш Иисус Христос возложил руки на скрюченную женщину, которую сатана связал так сильно, что восемнадцать лет она видела одну только землю. Будучи скрюченной, она, тем не менее, не оставляла надежды и ходила в храм, т.е. в синагогу. Получив исцеление, женщина выпрямилась и сразу стала славить Бога.

Связь очевидна: если мы живем только земным, то постепенно подпадаем под влияние дьявола, становимся ограниченными рабами страстей. Если же обращаемся к небу, то распрямляемся, получаем свободу, ведение и благодарим Бога за избавление.

Рядом стоял начальник синагоги, видел чудо, но не порадовался за женщину, а начал выговаривать ей за то, что пришла исцеляться в субботу. Господь справедливо называет его лицемером, потому что, прикрываясь ревностью о благочестии, он просто завидует Спасителю, а сам не любит ни Бога, ни человека. Когда речь идет о его имуществе, осле или воле, суббота не мешает ему отвязывать и поить скот, а к беде другого человека он проявляет полнейшее безразличие. Он не видит в людях своих ближних. Почему? Потому что он связан, скрючен страстью сребролюбия, смотрит в землю и не может поднять глаз не только на Бога, но и на ближнего.

Как бы мы ни были отягчены многолетними страстями, если желаем распрямиться, Господь всегда готов нас освободить. Было бы только желание, которое выражается в настойчивом стремлении исправиться.

Поэтому будем стараться, дорогие братья и сестры, почаще отрывать себя от земного, возносить очи горе, к нашему Небесному Отечеству, искать не здесь пребывающего града, но грядущего, Небесного Иерусалима, чтобы Невместимый всем миром смог вселиться и в наши малые сердца, распространить их, раскрыть для ближнего. Тогда в любви мы обретем свободу и радостно будем благодарить Бога, Которому подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Произнесена 10 декабря 2017 г. в Неделю 27-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.