На столетие избрания свт. Тихона Патриархом всея Руси

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем память великого всероссийского пастыря – святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, ровно сто лет со дня избрания его на патриаршество. А на днях в Москве созывается поместный архиерейский собор как раз в честь столетия возрождения патриаршества на Руси.

Тогда на свещнице Русской Церкви, как самый достойный, был поставлен митрополит Московский Тихон (Белавин). Избрание его было, поистине, всенародным, потому что сначала голосованием по всей России избирались члены Собора, а потом, в несколько этапов, голосовали за кандидатов. Святитель Тихон оказался третьим в конечном списке, имея 23 голоса, в то время как первым по популярности с большим отрывом от остальных шел архиепископ Антоний (Храповицкий), набравший больше ста голосов. Однако Промысел Божий через вытягивание жребия избрал не ученого богослова, не выдающегося оратора, а простого, смиренного владыку Тихона как человека, способного в эти тяжелейшие времена встать у руля Русской Церкви и спасти ее от кораблекрушения.

Это был очень смиренный, светлый человек, которого все любили на протяжении всей его жизни. Где бы он ни служил: в Польше, в Америке, в Ярославле, в Москве – везде он покорял сердца людей своей простотой, искренней любовью, заботой о пастве. И в то же время святитель Тихон был вдохновенным и несгибаемым пастырем, умудренным годами церковного служения в самых непростых регионах юрисдикции Русской Церкви. То, что предстояло ему понести на своих плечах, превосходило всякую меру сил человеческих, но с помощью Божией он устоял, заложив правильные и трезвые принципы взаимоотношений Церкви с безбожной властью на многие годы вперед.

Сто лет назад времена были непростыми и неоднозначными. С одной стороны, это было время экономического развития, процветания России, стремление к прогрессу, к усовершенствованию механизмов управления страной и Церковью. Например, этот Собор 1917-18 гг. готовился десять лет и ставил перед собой задачу дать больше прав рядовым членам Церкви, устроить все более мудро и справедливо. С другой стороны, это было время крушения устоев русского общества, падения монархии, когда в результате двух революций произошел откат назад всей православной славянской цивилизации.

Сегодня мы задаемся вопросом: почему же такое произошло? Почему процветающая страна, колосс русской цивилизации вдруг рухнул, похоронив под своими обломками многие добрые начинания? Возможно, чтение сегодняшнего Апостола поможет нам пролить свет на эту тайну.

Мы слышали сегодня, как апостол Павел, обращаясь к коринфянам, доказывает им истинность своего апостольства, то, что он ничем не хуже тех демагогов и лжеапостолов, которые хвалили сами себя и соблазняли верующих. Он как бы извиняется за такую свою нескромность и немудрость и объясняет это ревностью об их спасении, говоря: «О, если бы вы были несколько снисходительны к моему неразумию. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11, 1-3).

Действительно, повторяется история с нашими прародителями, которые жили в раю и имели все. Но враг лукаво обманул Еву, поставив под сомнение благость Божию и прельстив первых людей запретным плодом знания. Оклеветав Бога, он внушил им «революционные» идеи самим стать богами без Его ведома и содействия.

Примерно то же самое произошло и в России. Враг рода человеческого и его друзья среди людей, которым православная Россия стояла поперек горла, соблазнили Еву – русскую интеллигенцию. Эти люди, забыв о сокровищах нашей веры и культурной традиции, стали скучать, искать чего-то прогрессивного, каких-то свобод и счастья на Западе, на этой грешной земле. А интеллигенция соблазнила весь народ, заразив его вирусом нигилизма, зудом крушения вековых устоев ради сомнительных идеалов.

Враг так и губит человека: сначала он отдаляет нас от веры, от Христа, потом поражает сердце различными страстями, ослабляя нашу силу, лишая внутренней целостности. А затем уже уводит в сторону ложными идеалами, чтобы человек шел, не зная куда, и падал в пропасть. Именно утрата и формализация веры в массах русских людей сделали возможным весь этот разгул зла на нашей земле.

Апостол продолжает: «Если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, Которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, Которого не получили, или иное благовестие, которого вы не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому» (2 Кор. 11, 4). Смысл этих слов, согласно святым Отцам, сводится к следующему: если бы Христос и Его Апостолы не передали Церкви все сокровища духовной мудрости и благодати, то можно было благосклонно принять того, кто добавляет нечто, чего еще не было дано. Но мы обладаем всей полнотой истины и не нуждаемся в новых идеях и проповедниках. Поэтому идеи справедливости, равенства, братства и пр., предлагавшиеся большевиками, не более чем искаженные и приземленные истины христианского учения.

Однако эти, по слову Апостола, «лукавые делатели», предшественники революционеров, проповедовали не ради истины, а ради своего чрева, руководствуясь своекорыстными побуждениями. Они умножали словеса, льстили, они разжигали страсти человеческие: гордость, зависть, жадность, чувство собственной исключительности. При этом они уничижали святыню, начальство, а самих себя представляли истинными апостолами. «Сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 14-15).

Плоды той проповеди иного спасителя, иного духа и иного благовестия мы знаем, как и судьбу самих проповедников и пошедших за ними поколений. Но приведенные слова Апостола можно истолковать и иначе, в свете сказанного им немного далее: «Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» (2 Кор. 11, 19-20).

Смысл сказанного Апостолом можно передать так: «Нас, смиренных, скромных, трудящихся своими руками, чтобы ничем не отяготить вас, вы уничижаете. Но если кто придет и станет хвалить себя, представляясь великим мудрецом и подвижником, знающим все о вашем благе, вы пойдете за ним, даже если он, на самом деле, будет бить вас, обманывать и использовать в своих низких целях».

К сожалению, часто люди внимают не тихому гласу истины, не мудрости и смирению, а чему-то внешнему, эффектному, напыщенному. Тот, кто, импонируя страстям, нагло и самоуверенно берет на себя бразды правления якобы ради всеобщего блага, имеет больше шансов повести за собой толпу, чем кроткий служитель истины. Но происходит это только тогда, когда люди перестают ценить свою веру и руководствоваться ею в жизни. Несытые душой, неразумные христиане не понимают благовестия Христова. Это та самая каменистая почва, не имеющая глубины, в которую не может проникнуть семя проповеди Христа. Как только возникают гонения за убеждения или даются выгодные в земном плане предложения, они тут же отказываются от того, что так и не познали по-настоящему.

Из трагической истории нужно делать выводы. Ведь и сейчас есть люди, которые говорят, что коммунисты ошиблись в том и в том, но идеи их светлы и разумны, а потому надо попробовать еще раз. Они не учатся на ошибках и не понимают, что без Христа любая, даже самая возвышенная, идея обречена на провал. Да и в масштабах отдельной личности происходит то же самое, все тот же диавол искушает нас тайным знанием, исключительностью, земным счастьем и прочим, клевеща на Бога и истину.

Но мы с вами, дорогие братья и сестры, будем ценить веру православную, сокровище, данное нам Богом. Потому что пока мы со Христом, никто не сможет нас обмануть, ввести в заблуждение лестью и красивыми речами, лишить сердечного мира, разума, а затем имущества и самой жизни. Будем помнить, что только жизнь во Христе, следование Его заповедям блаженства приводит к настоящему счастью, личному и народному, к жизни вечной в Царствии Божием. Аминь.

Произнесена 18 ноября 2017 г. в субботу 24-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.