Дорогие братья и сестры, мы знаем, что христианская жизнь – это путь к совершенству, это постоянное восхождение из силы в силу по пути уподобления Христу в любви для наследия Царствия Небесного.
Конечно, благодать Божия бессильна спасти нас без нашего произволения, без собственных усилий, но, помимо нерадения, есть иная крайность, когда мы, думая, что совершенство недостижимо, впадаем в уныние и духовно засыпаем. Как известно, враг может улавливать христианина слева: через грех, через лень и небрежение, внушая, что Бог безгранично милостив. Но он может заходить и справа, толкая человека на подвиги не по силам, на чрезмерное покаяние и копание в себе, чтобы затем ввергнуть в уныние и отчаяние в спасении.
Поэтому люди с тонкой психикой, на которых враг нападает, внушая им уныние, должны учиться благодарить и славословить Бога, ценить Его милости и верить в Его любовь. Когда нас искушает самодовольство и превозношение, будем себя уничижать и смирять, когда на нас нападает лень, будем укорять себя в нерадении, чтобы взяться за дело. Но когда враг внушает нам, что мы по своим грехам не спасемся, нужно, наоборот, вспоминать о милости любящего нас Бога, уготовавшего всем возлюбившим Свое вечное Царство. Такое хождение по царскому пути, соблюдение золотой середины между крайностями ради хранения мира Христова в душе есть великое искусство духовной жизни.
Ища высоких примеров совершенства, мы читаем в патериках о великих старцах, о чудесах, о непрестанной молитве, пытаемся вместить непонятные для человеческого ума идеалы обожения по благодати, о которых говорится в богословских трактатах. Но святые Отцы также говорят, что христианин должен читать литературу, соответствующую его образу жизни и духовному состоянию. Не следует зачитываться, например, творениями исихастов-отшельников, проводя жизнь в миру, чтобы не было разрыва между мечтами и действительностью. Надо исполнять заповеди, спокойно, со смирением нести свой крест и стараться соответствовать своему христианскому призванию в конкретных обстоятельствах.
Вот сегодня мы слышали, как Апостол обращается к солунским христианам с наставлениями, где хвалит их любовь и усердие. Посмотрим, чего он требует от них, от лучших своих чад. Он говорит: «Братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1 Фесс. 4, 1-2).
Угождение Богу у него на первом месте, потому что любовь к Богу – это основа нашего спасения. А как угождать, мы все знаем, заповеди Христовы известны нам из Евангелия и Предания Церкви. То, что хочет от нас Бог, мы знаем не только умом, но и сердцем, в котором заложен нравственный закон. Совесть, полученная нами при рождении, приветствует доброе и осуждает злое. Но чтобы ум, сердце и совесть оставались незамутненными и могли быть неподкупными судиями, необходимо иметь внутреннюю цельность и не подчиняться разлагающему греху.
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога… ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фесс. 4, 3-5; 7).
Мы должны соблюдать данное нам Господом в чистоте и сохранности, чтобы быть в состоянии любить Бога и ближнего и не причинять другому зла. «Чтобы вы, – продолжает Апостол, – ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1 Фесс. 4, 6).
Господь – мститель, но Он не мстит так, как мстят люди. Господь создал этот мир и духовные законы, которые карают зло и вознаграждают добродетель. Если кто-то идет с мечом, то он от меча и погибает, если осуждает, то и сам будет осужден, не оказывающий милости не увидит милости к себе. Эти законы-мстители действуют неумолимо, и всякий, кто творит зло, потом сам подпадает под его действие. Один из таких законов, понятный всем людям, получил название «золотого правила».
Когда на первом соборе святых Апостолов в 50-м году в Иерусалиме встал вопрос о том, надо ли язычникам соблюдать все тонкости ветхозаветного закона, Апостолы постановили, что достаточно обратившимся из язычников воздерживаться от идоложертвенного и блуда и не делать другим того, чего сами себе не желают. Потому что как зло, так и добро всегда возвращаются к своим создателям.
А св. Павел продолжает: «Непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1 Фесс. 4, 8). Всякое непокорство, гнев, осуждение и неприязнь по отношению к людям тоже возвращаются к нам, сказываясь на нашем внутреннем состоянии. И если мы оказываем послушание людям, это то же самое, что мы слушаемся Бога. А ссорясь с людьми, мы не можем быть мирными с Богом, Дух Святой не может почивать в сердце, где нет мира. И это тоже духовный закон.
«О братолюбии же, – наставляет святой Павел, – нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии» (1 Фесс. 4, 9-10). Вторая основополагающая заповедь – любовь к человеку. Способность и даже потребность в любви заложена в нашем сердце, ибо мы созданы для добрых дел. Поэтому это тоже для нас естественно и понятно.
Когда к прп. Амвросию Оптинскому приходили запутавшиеся в своих чувствах люди и с душевным надрывом спрашивали, что им делать, куда бежать и как спасаться, он говорил: «Жить – не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать, и всем мое почтение». Все очень просто, ибо спасение совершается через исполнение заповедей Христовых, а «заповеди Его тяжки не суть», по слову ап. Иоанна Богослова (1 Ин. 5, 3).
В заключение Апостол говорит: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благочестиво перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фесс. 4, 10-12).
Как вы видите, требования очень понятные, не завышенные, как говорят сегодня. Очень просто жить тихо и благочестиво, прислушиваясь к голосу совести, стараться любить, делать добро и хранить себя в чистоте от греха и порока. Остальное довершает Бог, исцеляющий и преображающий Своих детей.
И мы должны верить, что Господь непременно спасет человека, который старается идти за Христом, и не смущаться, когда враг пытается ввести нас в уныние из-за несоответствия каким-то идеалам. Потому что идеал недостижим не только на земле, он недостижим и на Небе. Но блаженная жизнь со Христом и заключается в постоянном восхождении к совершенству, в общении любви с Богом и с ближним. Тогда Небо спускается на землю, а земные предвосхищают вечное блаженство, которого да сподобит нас Отец наш Небесный и в сем веке, и в будущем. Аминь.