«Бог по Своей великой любви и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе», – слышим мы сегодня излучающие радость слова Апостола (Ср. Еф. 2, 4-6).

Порой такие слова кажутся нам слишком высокими, далекими от нашей реальной жизни и жизни окружающих нас христиан. Мы не чувствуем себя воскресшими, не ощущаем себя на небесах со Христом, и причина этого в том, что мы не догадываемся, от какого зла спасает нас Бог, и не ведаем величия подаваемой Им благодати. От познания первого Господь нас миловал, до второго мы не доросли по своей теплохладности, и поэтому нам просто не с чем сравнивать свое состояние. В то время как апостол Павел, познавший как холод противления Богу и мерзость греха, так и радость воскрешающего служения Богу, ценил великий дар спасения во Христе.

В окружающей нас жизни христиане мало отличаются от людей мира, скрывающих внутренние чувства и мысли под маской лицемерия или пудрой приличия. Промысел Божий хранит от зла всякого человека, верующего и неверующего, святого и грешного, и потому, вроде как, у всех все хорошо. Но противник наш диавол невидимо ходит среди людей, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5, 8), и то тут, то там неверующие совершают ужасные преступления, сходят с ума или кончают жизнь самоубийством. Это очевидное для всех зло предваряется долгим пребыванием в грехе, который разжигается диаволом. Когда же грех, т.е. противление Богу и Его законам, становится страстью и как бы второй природой человека, тогда враг получает власть над созданием Божиим.

То, что не видно в обычной жизни, очень рельефно показано в Евангелии, в повествовании о гадаринском бесноватом, где грех изображен в его логическом завершении, в его ужасных последствиях. Христос приходит в страну, где у всех все нормально, но одного человека явно для всех мучают злые силы. Благополучные люди вообще не замечают Христа, но не несчастный бесноватый и завладевшие им демоны. Бесы чувствуют непреодолимую силу Бога, знают, что бороться бесполезно, и умоляют только дать им еще немного времени насладиться творением зла. Несчастному они не дают слова, потому что завладели его волей, но Господь видит невысказанное великое желание избавления и исцеляет от беснования, изгоняя обидчиков.

Однако в этой стране есть еще много других, относительно благополучных людей, которые не понимают, что их мирской настрой, незнание Бога и жизнь земными интересами рано или поздно сделают их беззащитными перед злом и безответными в день смерти. Христос попускает случиться малому злу – гибели свиного стада, чтобы из этого произошло великое добро – спасение бессмертных душ через обращение их к истинному Богу. И вот тут нам открывается главный грех, более опасный для души, чем явные преступления – безразличие к призыву Бога по причине преданности мирскому, житейским куплям.

Великое чудо исцеления вызывает у жителей той страны страх, а потеря имущества – боязнь новых убытков, поэтому они просят Спасителя покинуть их пределы. Они боятся Бога, как нечто выходящее за рамки их понимания, их маленького уютного мирка. Но самое главное, гадаринцы боятся уверовать, они не хотят пускать Бога в свою жизнь, не желают меняться, не собираются расставаться со своими маленькими пристрастиями и земными радостями во имя какого-то недоказанного блаженства в будущем.

В итоге, познавший ужас зла ухватился за протянутую ему руку Христа и получил исцеление души, причем не только в этой жизни, но и в вечности. А пресмыкающаяся по земле, подобно нечистым свиньям, в поиске бренного насыщения и низких удовольствий толпа отталкивает любовь кроткого Бога, изгоняет Его из своих пределов и остается наедине с легионом демонов. Мытари, блудницы и бесноватые, познавшие свою немощь и греховность, каются и спасаются любовью к Избавителю, понимая, какой огромный долг прощает им Бог, а многочисленные неблагодарные потребители, расточители не принадлежащего им еще наследия Божия считают себя самодостаточными и погибают вдали от Бога, устремляясь в бездну, подобно обезумевшему свиному стаду.

Лукавым действием врага безобидные на первый взгляд немощи и пристрастия становятся закоренелыми страстями и удаляют от Бога и Его защиты. Тогда зло завладевает волей, умом и телом человека, заставляет его преступать все законы, творить безумные поступки, обнажает, поселяет в гробах и заставляет биться о камни и избивать других людей. Но Бог продолжает любить человека всегда, даже в таком состоянии, Он всегда протягивает руку помощи. Ведь кто знает, может быть, в ком-то только такая степень страдания и унижения сможет победить гордыню и страшное самодовольное безразличие к спасению души, и в нем проснется великая любовь к всепрощающему Спасителю. «А кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47).

Однако это неисповедимые судьбы Божии, а мы с вами, как мудрые последователи Христа, будем удаляться от зла, искоренять в себе зародыши страстей, чтобы князь мира не имел в нас ничего своего, никакой власти над нами. Будем держать в уме великие благодеяния Бога, чтобы не быть неблагодарными гадаринцами, обращенными к земному, но ценить великий дар жизни, земной и небесной. И тогда, подобно исцеленному, мы обретем подлинную духовную свободу, сердечный мир и внутреннюю цельность и будем самой жизнью своей проповедовать в гадаринской стране то, что сотворил с нами Бог, Царствие Божие, пришедшее в силе. Аминь.

Произнесена 12 ноября 2017 г. в Неделю 23-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.